В среду, 3 июля, власти внесли некоторую ясность в вопрос о повышении тарифа на проезд в пассажирском транспорте города Воронежа. С этой целью в Доме журналистов была созвана пресс-конференция, которую провели представители всех сторон – руководитель областного управления по государственному регулированию тарифов Евгений Бажанов, первый вице-мэр Воронежа по городскому хозяйству Сергей Петрин и глава союза городских перевозчиков (по совместительству – депутат гордумы) Дмитрий Крутских.
Внести ясность потребовалась после того, как 19 июня владельцы частных компаний, занимающихся перевозками, обратились к мэру Вадиму Кстенину с заявлением о том, что в срочном порядке нужно повышать тариф до 25 рублей, в противном случае автобусы могут просто не выйти на маршруты.
Вопрос установления платы за проезд находится вне компетенции городских властей, но мэр тогда же провел переговоры с перевозчиками, результатом которых стало заверение, что забастовки не будет, но вместе с тем начнется работа по повышению тарифа и улучшению качества услуг со стороны транспортных предприятий.
На брифинге представители власти пояснили суть этой работы. В частности, Сергей Петрин рассказал: компания «РосдорНИИ» 1 июля передала мэрии проект новой комплексной схемы организации дорожного движения в городе. По словам вице-мэра, в проекте заложены четыре варианта маршрутной сети и три варианта легкорельсового транспорта. Касательно последнего Петрин пояснил, что речь идет о «современном трамвае».
Далее алгоритм такой: в течение июля схема будет доступна для общественного и профессионального обсуждения, после чего подрядчику передадут замечания и предложения. Август уйдет на доработку схемы, и в сентябре город получит окончательный вариант документа.
К этому же примерно времени, по словам Сергея Петрина, Минтранс должен подготовить варианты типовых контрактов на пассажирские перевозки, которые заключают местные власти с владельцами предприятий. И к этому же времени, дал понять Евгений Бажанов, управление определится с тарифом на перевозки пассажиров в Воронеже.
Базовый принцип, по которому устанавливается любой тариф, по словам Евгения Бажанова, заключается в соблюдении баланса между интересами жителей и интересами производителей товаров и услуг. По этому же принципу, заверил он, будет формироваться тариф на перевозку пассажиров в областном центре.
Да, перевозчики представили в управление по тарифам (УРТ) свое обоснование необходимости повышения платы за проезд.
– Но у нас, – сказал глава областного управления по тарифам, – возникли вопросы к этим документам, и мы запросили дополнительную информацию – и у самих перевозчиков, и у администрации города.
После того, как УРТ получит эту информацию, будет приниматься решение о размере платы за проезд.
Разумеется, прессу более всего интересовало, когда будет увеличен тариф и какой же он будет? На первый вопрос ответ был получен более или менее определенный – в середине осени. На второй участники пресс-конференции ответ дать не могли.
Евгений Бажанов объяснил, что для полного ответа у УРТ нет необходимой и полной информации. Дмитрий Крутских дал свой вариант: себестоимость проезда в автобусах малой вместимости («Газель») составляет 19 рублей, в больших автобусах – 27 рублей.
Но, очевидно, что власти при установлении тарифа будут исходить и из других соображений. Как сказал Евгений Бажанов, "мы не допустим тарифа, отвечающего исключительно интересам перевозчиков и не отвечающего интересам жителей".
При этом он пояснил позицию областной власти, которая заключается в том, что увеличение тарифа должно быть обеспечено гарантиями компаний-перевозчиков по повышению комфорта и безопасности (строгое соблюдение ПДД), а также грамотной организацией маршрутной сети, чтобы не было давки в часы пик. Органы власти не допустят дисбаланса интересов, при котором не будут в должной мере учтены интересы воронежцев.
А Сергей Петрин сказал, что в проектах расчета нового тарифа обсуждалось экономическое обоснование трех вариантов стоимости проезда – 17 рублей, 21 рубль и 23 рубля. Впрочем, он тут же дал понять, что ни один из этих вариантов в данный момент нельзя считать даже прогнозом.
Корреспондент «Горкома36» спросил Евгения Бажанова, будет ли при расчете тарифа учитываться возможность дифференцированной платы за проезд, как это происходит в муниципальных троллейбусах, когда оплата картой обходится пассажиру дешевле?
Руководитель управления ответил, что дифференцированный тариф будет «однозначно». Правда, скорее всего, требование к внедрению такого тарифа будет заложено в новые договоры с перевозчиками, которые муниципалитет будет заключать в начале следующего года, когда истечет срок действующих соглашений.
А Дмитрий Крутских сообщил, что если поначалу в маршрутках картами расплачивались лишь 3–4% пассажиров, то сейчас их доля достигла уже 35–40%.