2024-12-25

Власти и страховщики ищут пути выхода из очередного кризиса ОСАГО

В системе ОСАГО, похоже, назревают серьезные перемены. Последние несколько недель эта сфера страхования подкидывает информационные поводы один за другим.

В системе ОСАГО, похоже, назревают серьезные перемены. Последние несколько недель эта сфера страхования подкидывает информационные поводы один за другим. Со всех сторон поступают предложения по ее реформированию, причем зачастую весьма выгодные для водителей. Что удивительно. Впрочем, планы планами, а реальная ситуация с покупкой полиса становится все сложнее…

За что взимается плата


«Берег» постоянно следит за ситуацией c ОСАГО в Воронежской области. В конце прошлого года мы писали, что положение стабилизировалось. Действительно, после повышения официальных цен полисы стало возможным купить без переплат и с учетом всех бонусов. Не везде, правда, но в головных офисах приличных компаний дополнительные услуги никто не навязывал, а КБМ, как правило, учитывали. Да, очереди были, но, потратив час-полтора, полис можно было купить без особых хлопот.
Увы, но сейчас ситуация стала заметно хуже. Там, где раньше можно было приобрести страховку без особых проблем, теперь очереди, а где-то даже возобновилась практика записи на несколько дней вперед. Количество честных контор сокращается, постоянно приходят сведения, подтверждающие, что былой опыт «лимита на бланки» снова становится популярным.

Между тем неплохо поживают посредники, которые не прекращали трудиться даже во времена относительной стабильности. Посмотрите, сколько рекламы ОСАГО по городу – это все они. Везде написано: «Без дополнительных страховок», и формально это правда. Страховать жизнь или имущество сейчас почти нигде не заставляют, это невыгодно. После недавней поправки, водитель в течение пяти дней может расторгнуть любой навязанный договор и вернуть деньги – какой тогда «навар» страховым? Но что же, агенты работают без прибыли? Конечно, нет.

Сейчас переплата оформляется другими способами. Например, взимается плата за заполнение бланка или водителю «оказываются информационные услуги», короче – кто что придумает. На этот дополнительный сбор даже выдается чек, все как бы по закону, так что такой платеж потом не вернешь. «Заполнение бланка» сегодня в Воронеже стоит в среднем 1000 руб.: именно столько нужно переплатить сверху к официальной цене. Да, «ценники» перекупов стали меньше, чем в разгар кризиса (тогда они были в среднем по 2000 руб.), но сама страховка существенно подорожала с того времени, так что реально водители продолжают платить за ОСАГО много.

Хуже стало и с покупкой страховки через Интернет. Воронежская область была четвертой по России по востребованности этой услуги, и для многих это стало отличным вариантом приобретения полиса. Увы, ВСК и «Росгострах» прекратили продажу электронных полисов, а в тех воронежских компаниях, которые это делают, купить страховку очень сложно по техническим причинам.


Поделиться убытками


Видимо, трудности на местах стали доходить и до кураторов системы ОСАГО. Центробанк РФ внезапно вспомнил, что является регулятором рынка страхования, и предъявил претензии Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Похоже, претензии были достаточно вразумительными, ведь после них РСА зашевелилось и предоставило свой вариант решения проблемы ОСАГО в убыточных регионах. Список этих регионов не обнародован, но надо полагать,  Воронежская область к ним относится.

Предлагается, что в регионах типа нашего продажи будут вести не отдельные компании, а «единый агент», читай – общий финансовый котел, в который все участники рынка внесут по своей доле. В итоге, скорее всего, никто особо не заработает, зато компаниям будет не обидно, все пострадают одинаково, а исправят финансовые показатели за счет хороших и выгодных регионов.

В ЦБ уже откомментировали, что, мол, им нравится идея и это реальный выход из трудной ситуации.

У кого покупать полис: конкретной компании или агломерата – автомобилисту все равно, главное, чтобы купить без проблем, по адекватной цене и получить хорошую выплату в случае ДТП. Но где предпосылки, что «единый агент» будет лучше и честнее продавать полисы, не станет экономить «общак», как до этого экономили свой бюджет представители отдельных компаний? Тем более, что продажами наверняка будут заниматься те же люди, что и сегодня, просто под другой вывеской.

Более интересной выглядит инициатива ЦБ ввести квоты на продажу полисов в регионах. То есть регулятор будет ставить план, например, что участник страхового рынка должен продать в Воронежской области не менее 5000 полисов. Не продал – штрафы или отзыв лицензии. В теории такой вариант может сработать, особенно если поставить реальные планы, чтобы страховщики сами бегали за клиентом. Вопрос только в том, как жестко ЦБ будет контролировать выполнение своих же планов?

Еще одной мерой по исправлению ситуации на рынке ЦБ видит развитие электронного страхования через Интернет. На это направлен указ, обязывающий всех страховщиков с 1 января 2017 года предоставлять такую услугу…


Долой деньги


Дополнительный путь реформирования ОСАГО предполагает замена денежного возмещения ущерба ремонтом автомобиля на специальном сервисе. Причем такой способ получения компенсации (по желанию самого водителя) был предусмотрен с самого начала работы системы ОСАГО, вот только у автомобилистов он в силу ряда причин успехом не пользовался. Теперь, чтобы сделать его популярным, страховщики готовы пойти на уступки: не учитывать износ при таком возмещении ущерба.

Износ сегодня – главная проблема, ведь при натуральной компенсации водитель должен доплатить сумму износа из своего кармана, а это зачастую очень приличные деньги. Может, он вообще не будет потом ремонтировать авто, а его заставляют, да еще и хотят получить доплату за новые запчасти по ценам, которые могут отличаться от рыночных.

Теперь же предлагается внедрить схему, по которой автовладелец просто по направлению страховщика сдает машину в сервис, а потом получит готовый автомобиль. Если необходимо будет менять запчасти, то это сделают без учета износа. Если пройдут эти поправки и такая практика реально заработает, то это будет огромным шагом в развитии ОСАГО.

Спрашивается, зачем это страховым, ведь выплаты в такой схеме увеличиваются? Они рассчитывают «экономить» на мошенниках и автоюристах. Ведь если будет натуральное возмещение ущерба, то прошлые схемы обмана сойдут на нет – при натуральном возмещении ущерба нажиться почти невозможно.

Впрочем, проект закона все-таки оговаривает несколько ситуаций, в которых будет использоваться и денежная компенсация. Например, когда страховщик не может обеспечить ремонт на сервисе, потому что он находится на удалении от населенного пункта (для Воронежа это 10 километров), или когда сумма ущерба превышает размер максимальной выплаты.


Александр НЕЧАЕВ