2024-10-30

Визуальная программа Платоновфеста: выставки, инсталляции, стрит-арт

На днях художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков собрал журналистов – с тем, чтобы обнародовать визуальную программу форума. 
На днях художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств (который, напомним, пройдет нынешним летом в Воронеже в шестой раз – со 2 по 14 июня) Михаил Бычков собрал журналистов – с тем, чтобы обнародовать визуальную программу форума. Она будет отличаться от предшественниц уже тем, что нам предложат не только художественные выставки…

Главным событием анонсирована масштабная выставка живописи и графики «Петроградский авангард 1915-1925 годов» – из собрания Государственного Русского музея. Она откроется 2 июня в областном музее имени И.Н. Крамского и предвосхитит питерский показ, намеченный на осень 2016-го. В воронежской экспозиции окажутся более 100 работ художников, входивших в сообщество «Квартира №5» – Казимира Малевича, Льва Бруни, Натана Альтмана, Владимира Татлина, Николая Тырса, Петра Митурича, Петра Львова, Святослава Нагубникова, Николая Лапшина, Владимира Лебедева, Николая Купреянова, Алексея Успенского.

Квартира №5, давшая название литературно-художественному кружку, находилась в здании петербургской Академии художеств. Там располагалась мастерская Льва Бруни, где собирались молодые художники и поэты. Известно, что в квартире №5 бывали Осип Мандельштам, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский. А идеологом ее считался Николай Пунин; история, одним словом, этой самостийной «структуры» – преинтересная.

4 июня, также «в Крамского», откроется персональная выставка Владимира Дубосарского – известного российского художника, чьи работы находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, парижского Центра Помпиду, авиньонского Музея современного искусства и т.д. Ее название – «Когда я вырасту», содержание – вибрирующие в памяти сновидения, воспоминания детства, фиксация деталей быта и изменений жизни. Зрителю предложат серию работ, основанных на иллюстрациях советского художника Владимира Конашевича; Дубосарский наполнил исходные черно-белые рисунки цветом и превратил детскую книжку в экскурс в историю.

В экспозиции собраны как ранние работы художника (конец 80-х годов), так и новые (2013-2015 годы). Выставка созвучна творчеству Андрея Платонова – особенно вещи, сделанные на закате Советского Союза. Интонация и образная структура картин, связанных с крестьянской историей и отсылающих к суровому стилю 60-х, равно как и поднимающих тему войны и сиротства, соответствуют духу платоновской эпохи.

2 июня в выставочном зале на Кирова, 8 поселится «Театр Таирова и Коонен»; в экспозиции будет представлено более 70 подлинных предметов из коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина – макеты декораций и персонажей (куклы), реконструкции и эскизы костюмов и декораций. А также – афиши и фотографии Московского Камерного театра, существовавшего с 1914 по 1949 годы (сегодня в историческом здании располагается Московский театр им. А.С. Пушкина).

Имя основателя и главного режиссера Камерного театра – Александра Таирова – стоит в одном ряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова. Театр был для Таирова и его музы, жены и главной артистки Алисы Коонен, не только местом работы и творчества, но и домом – их квартира располагалась там же.

На шестом фестивале реанимируют арт-центр «Коммуна» (бывшая типография газеты «Коммуна» на пр. Революции, 39 Б), где также покажут много интересного. 2 июня там откроется выставка «Незавершенный Эйзенштейн» – это стендовая реконструкция замысла незаконченного фильма «Да здравствует Мексика!» (1930-1932). 300 кадров картины, 40 фотографий рабочих моментов, 40 мексиканских и 16 «сопровождающих кадры» рисунков Сергея Эйзенштейна (копии, оригиналы которых хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства) – содержание выставки, созданной российским историком кино Наумом Клейманом.

В «Коммуне» же пройдут ретроспектива фильмов Эйзенштейна, документальный фильм о нем «Дом мастера», картины других режиссеров эпохи раннего звукового кино.

Арт-центр предложит (также начиная со 2 июня) Inverso Mundus – видеоинсталляцию арт-группы AES+F, в которой художники, обращаясь к позднему Средневековью и эпохе Возрождения, переносят идею «мира наизнанку» в XXI век.

Старинная гравюра Inverso Mundus (с латыни – «перевернутый мир») изображает свинью, потрошащую мясника; ребенка, наказывающего учителя; человека, несущего на плечах осла; мужчину и женщину, обменявшихся костюмами и ролями; нищего, величественно подающего милостыню богачу; чертей, химер и саму смерть – то с косой, то в маске чумного доктора. В интерпретации AES+F абсурдные сюжеты ушедших эпох разворачиваются в современной обыденности, история повторяется: мир снова трансформируется, устоявшиеся ценности подвергаются сомнению.

Параллельно в «Коммуне» представят тотальную инсталляцию Александра Шишкина-Хокусая «Практики взросления»: множество фигур, сделанных из фанеры и расписанных вручную. В зависимости от особенностей здания и освещения инсталляция каждый раз адаптируется под новую площадку. Сюжет ее показывает ритуальность передачи знаний – урок похож на мессу.

Известный театральный художник Шишкин в своей нетеатральной деятельности использует псевдоним Хокусай, позаимствованный у великого японского коллеги. «Я обыгрываю свою фамилию, – говорит он. – Шишкин работал с природой. Но к ней я добавил антагониста Шишкина Хокусая – с его персонажами, с фигуративной пластикой, актерской в каком-то смысле. Таким образом, я для себя зашифровываю два вектора: Шишкин – как средовой момент, а Хокусай – как психодрама, работа с гомо сапиенсом…»