2024-12-23

Виталий Шенталинский: «Человечество ведут вперед не знамена, а измученная красота»

Семь истин Виталия Шенталинского под занавес 100-летия революции.

Семь истин Виталия Шенталинского под занавес 100-летия революции.

Поэтическим итогом мега-юбилейного 2017 года в Воронеже стала презентация российским культурно-просветительским фондом «Преображение» сборника «1917» в книжном клубе «Петровский». Спрессованная под одной мягкой обложкой поэзия серебряного века стала тонко выверенным метрономом атмосферы русской интеллигенции между Первой мировой и Гражданской войнами и предчувствием грядущих событий 1937 года.

с шенталинского 2.JPG

Воронежцам сборник презентовал председатель Комиссии по реабилитации творческого наследия репрессированных писателей России, публицист, писатель Виталий Шенталинский. На изучение уголовно-следственных дел репрессированных литераторов России Шенталинский потратил больше двадцати лет. «Горком36» выбрал семь самых важных мыслей из его выступления в «Петровском».

 Умом Россию не понять. Разве что – поэтическим откровением. И поэты серебряного века сказали о революции 17 года самые сильные слова. Они интуитивно поставили России диагноз «эпидемия зла». Этим недугом Россия болеет до сих пор. Да, такого накала зла уже нет, но за минувшие сто лет мы разучились отделять зло от добра. Все смешалось в массовом сознании. Поэтому, анализируя прошлое, мы все равно взвешиваем его на каких-то людоедских весах. На одной чаше – фабрики, заводы и прочие достижения страны Советов. А на другой – человеческие кости. Нельзя такое измерять на одних весах, уравновешивать. Это вещи несопоставимые. Но министр культуры, человек, определяющий государственную культурную политику, сегодня открывает памятник Сталину и говорит дословно: «Хорошо, что у нас был Сталин». Пора уже определиться, в какой стране мы хотим жить – в стране Сталина или стране Пушкина.

с шенталинского.JPG

 Я наблюдал обычай в одном древнем африканском племени. В судьбоносные моменты люди ставили впереди племени самую красивую женщину. Она должна была вести всех за собой дальше. Тогда у меня родилась метафорическая формула: сквозь все беды человечество ведет вперед измученная красота. Сборник «1917»  это красота русской поэзии как попытка спасти человека.

 Один из ведущих лозунгов революции – это свобода. Но подлинная свобода возможна только через просвещение. Непросвещенная свобода всегда ведет к революции и кровавому хаосу. Страх между 1917 и 1937 годами был тотальным чувством в России. Это чувство порождало такую подозрительность, что разрушало доверие даже между близкими родственниками. И тем самым подрывалась любовь к Отечеству.

 Многие социальные преступления оправдывали и оправдывают именем народа. В том время как народ – понятие отвлеченное, он состоит из людей, а человек бывает только в единственном числе. Стремясь осчастливить всех сразу, вожди революции пошли против законов природы, пожертвовали человеком во имя мифического народа. Поскольку природа им сопротивлялась, удумали для этого дьявольский способ – «переделку человека». А кто не поддается – сломить и уничтожить.

 Мы не победили хроническую отечественную болезнь исторического беспамятства, усталость сознания, тот сон разума, что порождает чудовищ. И прошлое, как ящер, вползает в настоящее. А раз так, мы можем опять стать второгодниками в школе истории. И преступление повторится.

 Мартиролог репрессированных писателей все время растет. Так в черной бездонности неба проблескивают все новые звезды, открываются целые миры. На сегодня можно лишь сказать, что за годы советской власти репрессиям подверглись более трех тысяч писателей, примерно полторы тысячи из них были расстреляны, погибли в тюрьмах и лагерях.

03. Анфилов Глеб Иосафович.jpg


 В этом списке есть имя воронежца, о котором пока вообще никто не знает. Это поэт Глеб Анфилов – тоже яркий силуэт серебряного века. Он кончил с отличием воронежский кадетский корпус, получил четыре ордена «За храбрость» в Первую мировую войну. Арестован в 1935 году и отправлен в лагерь. И вот 18 апреля 1936 года, за два года до смерти, он пишет письмо жене из своего барака: «В этом месте со мной сидит мой революционно настроенный товарищ, крепкий мускулистый блондин. И он говорит мне: «Такие, как вы – с вашим богатым внутренним миром, с кротко-скептическим складом ума – вы мертвы, как «Илиада» Гомера. А такие, как я,  полные энергии, мускульной силы и аппетита, – мы живы. И мои живые собаки лучше ваших скончавшихся львов. И я ему отвечаю: «Мой молодой друг! В круговороте своего поколения вы, безусловно, правы. Просто в этом вашем поколении раса отдыхает. Этот отдых – поколение активной молодежи, широкобедрых матерей, спортивных рекордов, стадионов и дружных песен. И поэтому мы идем спать. Если бы не вы, то раса бы не выдержала нервно-мозгового напряжения. Но и мы, и вы так или иначе будем мертвы. С той лишь разницей, что правнуки в пыли библиотек откроют наши стихи и откопают наши дневники. Нас будут читать, а итогом вас будет полное человеческое беспамятство». Очень советую вам посвятить в Воронеже вечер этому своему земляку.

Фото Юрия Крапивина