2024-09-27

Весело, радостно, вкусно: Новый год на русской земле праздновался испокон веков

Весело, радостно, вкусно: Новый год на русской земле праздновался испокон веков
Этот прекрасный праздник всегда давал надежду на обновление. А чтобы год был удачным, встречать его нужно без печали.

12 старцев

В языческие времена наши предки отмечали Новый год
1 марта (по некоторым источникам – 22-го, в день весеннего равноденствия). Это было логично – пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы.

А главный зимний праздник, который отмечали славяне, носил название Коляды, был связан с днем зимнего солнцеворота и праздновался с 25 декабря по 6 января.

Коляду 12 дней отмечали не просто так. Это число считалось сакральным. Помните сказку Маршака «Двенадцать месяцев»? Так вот до наших дней дошло предание о том, что в дни Коляды 12 языческих жрецов гадали о будущем урожае по 12 снопам, пользовались водой из 12 колодцев для подблюдных гаданий, 12 дней горел священный огонь.

Новолетие

Богословы подсчитали, что Бог сотворил мир в сентябре, и с 1492 года, когда Русь была уже христианской, Новый год начали отмечать 1 сентября, а звался он Новолетием.

Сентябрьский Новый год на Руси встречали благоговейно и чинно. Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке царь со свитой и бояре выходили к народу в нарядных одеждах и поздравляли с праздником. После торжественной церковной службы Новый год отмечали дома так же широко – песнями, плясками и угощениями.

Новый год от Петра

Петр Первый в числе прочих перемен в государственном устройстве изменил и календарь. Теперь годы исчислялись на европейский манер – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Указ, изданный в декабре 1699 года, повелевал, что с 1 января 1700 года Новый год в России будет отмечаться 1 января.

Подробное разъяснение, как праздновать Новый год, данное Петром, известно всем: «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», разжигать новогодние костры, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником. С того времени в России стало два Новых года – гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный – 1 сентября (по новому стилю – 14 сентября). Праздник Новолетия РПЦ до сих пор отмечает в эту дату.

Гражданский Новый год имел аналог в народе – Васильев вечер, который отмечали в ночь на 1 января. Это и церковный праздник, посвященный дню памяти святого Василия Великого.

Главным блюдом вечернего пира был жареный поросенок – символ плодовитости домашнего скота. Стол могла украшать большая запеченная поросячья голова. Самое вкусное старались выставить в этот вечер на стол. Пили в изобилии водку, медовуху. Именно в празднике Васильева дня и кроется русская традиция отмечать Новый год обилием вкусных блюд.

Возвращение новогоднего дерева

После смерти Петра Первого о новогодних елках и украшениях домов сосновыми и можжевеловыми ветвями забыли. Скорее всего – сознательно, поскольку еловые ветви в народных верованиях сопровождали погребение человека.

Вернулось вечнозеленое дерево как символ праздника в Россию в XIX веке, но на Рождество. Это был немецкий обычай, который решила ввести Великая княгиня Александра Федоровна. По ее инициативе в 1818 году была устроена елка в Москве, а на следующий год – в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник детской елки в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц. Но повсеместно в эти годы елки в России еще не ставили, они появились в домах знати в 30-х годах.

«Новый год встретил я с цыганами и с Танюшей, настоящей Татьяной-пьяной», – писал Пушкин. Шампанское уже тогда считалось новогодним напитком, а не стало им по «сталинскому велению» через 100 лет, как указывают некоторые источники – Александр Сергеевич не раз возил его своим друзьям в качестве новогоднего презента.

Пальмы вместо елки

В Воронеже рождественские елки продавали на Щепном рынке (ул. Средне-Московская). Деревья выращивались в специальных питомниках господина Карлсона. Конкуренцию им составляли «крестьянские», тайком срубленные в государственных или помещичьих лесах, а потому отдававшиеся по более низким ценам.

Поскольку Россия жила по юлианскому календарю, по которому учет дней вела и церковь, Рождество предшествовало Новому году.

Елки в домах наряжали по возвращении из церкви после рождественского всенощного бдения. Под елку клали подарки для детей, на ветки вешали конфеты и пряники.

Ребятня, проснувшись, бежала к наряженной елке и находила под праздничным деревом подарки. Родителей детишки радовали стихами о Христе и сувенирами, изготовленными своими руками.

В Воронеже проводились общественные елки для детей. Праздники устраивали для всех ребят, независимо от сословия и уровня обеспеченности родителей. Главное требование – ребенок на празднике должен был быть чисто одет. Благотворительные елки для бедных проводили в детских домах и народных приютах, организовывали праздники для детей рабочих.

До революции 1917 года рождественские праздники заканчивались встречей Нового года. В Воронеже богатые люди встречали его в ресторане «Бристоль». Ни о каких елках речи там не шло – праздничный зал украшали пальмами, меню изобиловало изысканными кушаньями.

Дед Мороз как символ праздника в России появился в начале XX века, но сначала, как и елка – на Рождество. Прототипами его считают языческого колдуна по имени Трескун и святого Николая Чудотворца.

Новый год как главный праздник

В середине 1920-х годов Новый год превращается в регламентированное торжественное мероприятие, этакую полит­информацию из докладов на актуальные социально-политические темы, разбавленные выступлениями художественной самодеятельности. Празднование Рождества осуждается, елка как религиозный элемент оказывается под запретом. Появляются и такие идеи, что Новый год для советского человека должен наступать 25 октября (7 ноября) – в честь революции 1917 года. Нам повезло, что рабоче-крестьянская власть не превратила этот день в новую дату, с которой отсчитывался бы год.

В феврале 1918 года молодая советская республика перешла с юлианского календаря на григорианский, «перешагнув» разом через 13 дней. Но «старорежимный» народ такой Новый год не признал и продолжил отмечать его по старому стилю. Так у нас появился еще один Новый год – старый.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева с призывом вернуть детям елку. Первое новогоднее дерево появилось в Харьковском областном Доме пионеров в этом же году. В 1937 году главную новогоднюю ель устанавливают в Москве в Колонном зале Дома Союзов. Появляется новогодняя елка и в Воронеже на площади 20-летия Октября (площадь Ленина).

Происходит трансформация праздника – вся атрибутика, свойственная Рождеству, перекочевывает в Новый год: елка, Дед Мороз, у которого появляется внучка Снегурочка, подарки, праздничный стол и веселье.

А выходным днем 1 января становится с 1948 года. С тех пор празднование Нового года стало повсеместным – ведь можно гулять всю ночь, потому что не нужно утром идти на работу.

Наталия ОСАДЧАЯ