В октябре в Воронеже начал разгораться «пациентский» скандал. Сначала несколько человек, а затем по их примеру многие другие воронежцы стали заходить в свой личный кабинет на сайте областного фонда медицинского страхования или на интернет-портале госуслуг и узнали интересные вещи. Эти люди утверждают, что не получали никакой медицинской помощи, которая значится в их личном кабинете и за которую из ФОМСа перечислены в больницы и поликлиники конкретные суммы.
По каждому официально заявленному случаю страховые компании и ФОМС сейчас проводят проверку. По словам руководителя территориального ФОМС Александра Данилова, с января по сентябрь в адрес фонда поступило 9 (девять) таких обращений. При этом с января по октябрь 2018 года состоялось 9 тысяч заходов в личные кабинеты на сайте Фонда. Хотя реальных людей из этих девяти тысяч было в три раза меньше. Некоторые стали заходить на сайт по 40 раз. Пока подтверждено только 20 случаев, по которым прописанная в личном кабинете услуга не оказывалась. Что происходит в страховой медицине региона, почему вам могут вписать несуществующее лечение, разбирался «Горком36».
Пациенты: «Налечилась на 28 804 рубля»
Еще два года назад ради прозрачности всей системы пациенту с полисом ОМС после лечения в больнице или даже разового посещения врача в поликлинике стали выдавать на руки что-то вроде финансовой справки, в которой фиксировался вид оказанной медицинской помощи и ее стоимость – сколько средств из ФОМСа затрачено на лечение. Потом, чтобы избавить врачей от бумажной волокиты, всю эту информацию для пациента было решено перенести в его личный кабинет на сайте ТФОМС. Теперь, зайдя в него, можно увидеть, когда, где и на какую сумму тебя лечили в бюджетных учреждениях здравоохранения. После разоблачительных публикаций в воронежских СМИ обсуждение разгорелось в соцсетях. Оказалось, что мифические медицинские услуги были оказаны в регионе уже не нескольким воронежцам.
Зашла на ТФОМС в свой личный кабинет и выяснила, что с 2017 года я налечилась аж на 28 804 рубля. Это при том, что тьфу-тьфу здорова, хоть и болела гриппом пару раз. Вот, на «скрине» моего личного кабинета показаны услуги, которые мне не оказывали – ни диспансеризации не было, ни приема у хирурга или врача общей практики, ни профилактических осмотров.
Марина Калинина (прикреплена к поликлинике № 4)
– Я посмотрел свою электронную медкарту и был удивлен, что проходил диспансеризацию, хотя не был на ней. И еще мне диагноз поставили, которого у меня нет и не было. А рост у меня уменьшился на целых 20 см, и вес – на 25 кг, – добавляет Роман Голованов, прикрепленный к поликлинике № 7.
– Я тоже зашел в свой кабинет на сайт ФОМС и узнал, что я, оказывается, насквозь больной! Каждые три месяца бегаю к доктору в 10-ю поликлинику. Только где она находится – не знаю, потому что на самом деле ни разу там не был, – автор этой реплики не пожелал «светиться» в интернете, но оставил свои координаты в редакции.
ФОМС: «экономики» в приписках нет
Директор территориального ФОМС Александр Данилов пояснил «Горкому36», что опция «личного кабинета» была создана специально, чтобы привлечь граждан в качестве партнеров и контролеров. Кроме того, работают три уровня страховых представителей, которые готовы помочь по каждому случаю. Объем и качество медицинской помощи контролируют именно страховые компании. Все обращения граждан будут отработаны. Наверное, добрая половина для лечебного учреждения закончится штрафом за предоставление недостоверной информации.
Впрочем, руководитель ФОМС подчеркнул, что не видит экономической подоплеки в недостоверной информации об оказанных медуслугах, которую предоставляют лечебные учреждения. Ведь фонд их финансирует не от количества и вида оказанной помощи, а по «подушевому» принципу, исходя из количества прикрепленного населения.
-
Мы отдаем лечебному учреждению эти средства полностью – исходя из базового, то есть среднего подушевого норматива финансирования медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, это 181 рубль с копейками. Но проблема соответствия между финансовым нормативом и объемом выполненной помощи существует: медорганизации эти объемы недовыполняют.
Страховщики: пациент ничего не теряет
Представитель одной из воронежских страховых медицинских организаций, попросивший себя не называть, подтвердил, что никто из врачей «деньги себе в карман не добывает», однако случаи приписок как явление в регионе и в стране есть.
– На мой взгляд, единственный врачебный резон вписать в отчеты не оказанную услугу – представить нам, страховщикам, свою работу по максимуму в соответствии с перечисленным в лечебное учреждение подушевым финансированием. За выполнение плана, особенно в случае диспансеризации, врачу светит премия. Но для самого пациента здесь нет никаких финансовых потерь – ведь его страховые отчисления в ФОМС поступают в любом случае. Правда, был и такой у нас случай: пациентка даже до прокуратуры дошла, доказывая, что услугу ей приписали. Разбирались – оказалось, личный конфликт с врачом, и на приеме у него пациентка все-таки была, в чем сама и призналась, – рассказывает страховщик.
Департамент здравоохранения: техническая ошибка или «разгильдяйство на местах»
За год в регионе фиксируется до полутора миллионов посещений и обращений в лечебные учреждения. Давайте представим: 20 выявленных случаев на фоне этих полутора миллионов. Ни о каком массовом явлении «приписок» и врачебном умысле речи нет.
Олег Минаков, заместитель руководителя областного департамента здравоохранения
Пока мы можем говорить только о технических ошибках и, не исключено – о разгильдяйстве на местах, утверждает Минаков. Цепочка между сотрудником регистратуры, медсестрой, участковым врачом и статистом длинная. Бывает, что талон на прием выписан, а пациент не пришел, но его талон медсестра в общем объеме документации с участка отправила к статистику – вот вам и «приписка» врачебного приема. Такие изъяны скоро ликвидирует полное замещение бумажной работы и информатизация лечебных учреждений.
В Воронеже все еще не хватает специалистов в первичном звене, прием у врача перегружен – у него и без того в избытке пациентов для выполнения объема помощи. Так что логика приписок очень слабая, утверждают специалисты облздрава.
Врачи: электроника победит приписки
Участковый педиатр одной из воронежских поликлиник, попросивший себя не называть, в беседе с корреспондентом согласился, что электронная регистратура систему приписок победит. По его словам, именно приписки, а не технические сбои стали выявляться в поликлиниках.
– Мой базовый оклад – 10 020 рублей. На это «накручиваются» стимулирующие выплаты и премии – плюс около 20 000 рублей, но их еще нужно «насобирать» согласно своим отчетным документам.
Да, недостатка в пациентах у нас нет, прием на участке, особенно сейчас, в сезон ОРВИ, перегружен. Но ведь надо еще и по всем бумагам отчитаться! Коллеги зашиты с этой бюрократией, не успевают и часто вписывают пациентов произвольно, лишь бы по бумагам все сошлось в соответствии со спускаемым нам из отдела статистики планом. Так что приписывают все. В стационаре другой способ приписок – там часто проставляют в отчетах более дорогие диагнозы. Например, аппендицит на бумаге может стать гнойным перитонитом, – рассказывает врач.
Мнение главных врачей
Сергей Бредихин, главный врач БУЗ «Воронежская городская поликлиника № 4»:
– В период сезонной заболеваемости участковые врачи ходят по вызовам до часу ночи. А потом надо еще все посещения оформить в медицинской документации. Но врач уже и сам еле на ногах стоит. В такие периоды врачу помогает медицинская сестра, заполняя талоны амбулаторного пациента. Потому что неоказание помощи наказуемо. Неоформление ее – тоже наказуемо. В таких колоссальных объемах и при таком напряжении ошибок не избежать.
Алексей Разворотнев, главный врач БУЗ «Воронежская городская поликлиника № 7»:
– По одному подобному случаю мы в поликлинике разобрались. Окулист направил пациента в наш Центр здоровья измерить глазное давление. Там пациентом занимался терапевт, но вот это в сознании заявителя «проскочило», он ведь помнит только свою основную задачу.
По наблюдению Разворотнева, некоторые врачи с трудом выдерживают режим работы бюджетного лечебного учреждения, и через месяц-другой уходят в частную клинику, оставляя множество «косяков».
Олег Богатищев, главный врач БУЗ «Воронежская городская больница № 16»:
– У нас в поликлинике был случай, когда врач приписал себе прием, которого не было. Но с учетом укомплектованности нашей поликлиники на 60 процентов врачи работой не обделены, и свой объем приема – так называемую функцию врачебной должности – этот специалист все равно бы выполнил и перевыполнил. А при обнаруженной приписке ему объявлен выговор, человек на три месяца лишился всех стимулирующих выплат. При этом врач так и не смог толком объяснить, зачем он приписал себе прием.
Итак, все-таки никак не получается объяснить все одним «техническим сбоем», а также «вбросами» и «забывчивыми гражданами» вскрывшиеся в регионе факты фиктивных, но оплаченных медицинских услуг. По данным Всероссийской Лиги защиты прав пациентов, приписки в системе российского здравоохранения составляют минимум 30 процентов от всей медицинской помощи, а это, как ни крути – все же массовое явление, а не единичные случаи. Но вот само обнаружение этого явления наталкивает сразу на несколько выводов.
Первый. Появление опции «личного кабинета» на сайте ФОМС и портала госуслуг – огромный шаг к прозрачности расходования средств на медицину.
Второй. Несоответствие расходования средств фактическим услугам обнаружили сами пациенты. То есть они провели ту работу, которую должны бы выполнять их страховые компании. К тому же большинство из них – пенсионеры, а большинство пенсионеров понятия не имеют, как войти в свой «личный кабинет». Это значит, что пока силами пациентов вскрылась лишь очень небольшая часть приписок.
Третий. Все эти приписки, в том числе и просто технические сбои, пока действительно никакого ущерба самим пациентам не наносят. Но во врачебных и пациентских сообществах уже поговаривают о введение лимитов на оказание помощи по полисам ОМС. Например, на количество вызовов участкового врача или скорой помощи. И лимит этот может быть выбран в самое неподходящее время.
И главный вывод. Пациентский конфуз в «личных кабинетах» стал ярким маркером кризиса всей слишком сложносочиненной финансовой системы нашей страховой медицины. Получается, что рядовые врачи в этой системе работают не в режиме социальной услуги, то есть лечения и выздоровления пациентов, а в режиме непрерывной отчетности, карточек и страха чего-то вовремя недооформить. Сам пациент в такой системе отчетов становится побочным продуктом.
К кому обращаться за разъяснениями
Показательно, что на вопрос, куда надо звонить в случае обнаружения в своем личном кабинете «приписанной» медицинской помощи, мнения страховщиков и врачей разделились.
За разъяснениями к страховщикам:
Звонить в страховую организацию (указана в вашем полисе ОМС):
ООО МСК «ИНКО-МЕД» – 8 800 100 36 03
ООО ВТБ МС – 8 800 100 80 05
АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» – 8 800 100 07 02
или в ТФОМС 8 800 775 9539
Позиция главных врачей поликлиник – обратиться в первую очередь к ним лично.