Дети за рулем
Мотоциклы и другие подобные транспортные средства – не игрушка. Хотя некоторые родители, покупая своему ребенку ТС, рассматривают его именно так. Папы и мамы, позволяющие несовершеннолетнему ребенку сесть за руль, как правило, не понимают, какой опасности подвергают ребенка, считает Евгений Шаталов.
В этом году в Воронежской области наблюдается рост ДТП с участием детей, находящихся за рулем. В основном речь идет о юных мотоциклистах. Официально зафиксировано 57 дорожно-транспортных происшествий с юными водителями, что на 63% больше, чем за тот же период прошлого года.
– Как правило, мотоциклы и другие ТС покупают сами родители, не понимая всех угроз и рисков. Дети не имеют водительских удостоверений, навыков вождения, не ориентируются в сложной дорожной обстановке и зачастую сами провоцируют ДТП – происходят столкновения, падения с мотоцикла. Погибших детей, находившихся за рулем, к счастью, в этом году нет, – рассказал Евгений Шаталов.
Он обратился к родителям:
– Нельзя ни в коем случае допускать детей за руль любого транспортного средства, которое требует водительского удостоверения! Не надо думать, что где-то на лесной тропинке или в поле ребенок будет в безопасности. Вы не уследите за ним. Дети выезжают на дорогу, подъезжают к магазинам, киоскам, им хочется показаться сверстникам. Не забывайте, что можно и в поле опрокинуться, и в лесу о дерево убиться. Мы трижды в год посещаем детский травмоцентр и видим, какие серьезные травмы получают юные водители – разбитые головы, поврежденные конечности, которые будут напоминать о себе всю жизнь.
Затем он рассказал, что за нахождение ребенка за рулем ответственность несут его родители, причем по двум статьям Административного кодекса.
По ст.5.35 АК (за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних) были привлечены 224 родителя. Штраф здесь небольшой – 500 руб. Но родители берутся на контроль, и может ставиться вопрос о постановке на учет в правоохранительных органах.
Поскольку управление мотосредством подразумевает наличие водительского удостоверения, родителей также могут привлечь по ч.2 ст.12.7 АК (за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами). Здесь штраф серьезный – 30 тыс. руб. По данной статье в этом году привлечены 64 родителя (рост на 86%).
Смерть на дороге
Журналисты попросили прокомментировать, почему на дорогах растет количество смертей.
По словам Евгения Шаталова, за последние десять лет удалось снизить количество погибших в ДТП практически в два раза. Это была системная работа: приведение автомобильных дорог в безопасное состояние, разъяснение требований ПДД, освещение в СМИ причин ДТП.
Однако в 2024 году на фоне снижения общего количества ДТП выросла численность дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами.
– Это связано с увеличением интенсивности дорожного движения на федеральных и областных автодорогах. Водители в спешке все чаще совершают небезопасные маневры, обгоны, пытаясь сэкономить время за счет увеличения скоростного режима. В результате они несут риски съезда с дорог, наездов на другое транспортное средство, опрокидываний, лобовых столкновений. В ДТП с лобовыми столкновениями водители и пассажиры часто гибнут, – пояснил спикер.
Также он указал на рост погибших в авариях по вине начинающих водителей, которые находятся меньше двух лет за рулем. И если на первом году вождения происшествия случаются из-за неуверенности, то на втором, наоборот, провоцируют аварии чрезмерная уверенность водителей и агрессивное поведение на фоне недостаточного опыта.
Пьяным уголовка по колено
Особую тревогу у автоинспекторов вызывают нетрезвые водители. Всплеск количества пьяных за рулем наблюдался летом: в местах отдыха люди выпивают, а потом садятся за руль.
За девять месяцев в Воронежской области более 4,5 тыс. водителей были задержаны в нетрезвом состоянии.
– Даже после первого задержания некоторые водители продолжают управлять автомобилями в пьяном состоянии, – добавил автоинспектор. – Так, за данный период их было выявлено пятьсот, и они уже привлечены к уголовной ответственности.
Аварийные участки
Существует понятие аварийных участков – это такие места, на которых произошло три и более ДТП в году. Здесь водителям нужно быть особенно осторожными.
По итогам девяти месяцев в Воронежской области зафиксировано 26 аварийных участков, из них 17 – в Воронеже.
Больше всего аварий происходит в оживленных местах, где за час проезжают сотни автомобилистов. Это пересечение улицы Плехановской с Пушкинской, Кольцовской и Фридриха Энгельса, перекрестки улиц Свободы и 9 Января, Кольцовской с проспектом Революции.
– В текущем году на аварийных участках Воронежской области расстались с жизнями 11 человек. Общее количество погибших в ДТП на данный момент – 279. К сожалению, часто водители и пешеходы на таких проблемных участках получают серьезные травмы. Самые эффективные меры – установка лежачего полицейского, дополнительных светофоров, а еще знаков, ограничивающих скорость. Также решить проблемы помогают устройства фото- и видеофиксации, – рассказал правоохранитель.
По словам Евгения Шаталова, в скором времени на ул.Крынина в Северном микрорайоне Воронежа могут установить дорожные камеры. Это связано с тем, что по данной дороге байкеры и автомобилисты регулярно движутся на высокой скорости. Особенно активны местные гонщики в ночное время, что вызывает большое беспокойство у жильцов районов.
Он отметил, что число аварийных участков в регионе уменьшается из года в год. Если в прошлом году в области насчитывалось 47 аварийных зон, то в этом их уже почти вдвое меньше.
Кстати, за нарушение ПДД привлекают не только водителей, но и пешеходов. Среди ДТП с участием пешеходов две трети совершаются именно по их вине. За 9 месяцев этого года почти 3 тыс. пешеходов были привлечены к ответственности за нарушение ПДД. Наиболее распространенные нарушения – переход автодороги в неустановленном месте, движение вдоль проезжей части.
Штраф за телефон
Шаталов также предупредил водителей о нововведении – с 2025 года в Воронежской области появятся камеры, которые будут распознавать разговаривающих по телефону водителей.
Такую функцию добавят к существующим камерам, в тестовом режиме некоторые заработают уже в 2024 году, причем, несмотря на тест, штрафы нарушителям будут приходить реальные.
– Никаких сложностей для водителей я не вижу, все автомобили сейчас оборудованы аудиосистемами, которые позволяют общаться с использованием системы громкой связи, – добавил Евгений Шаталов.