– Наиболее популярными в этом году стали фейки об эвакуации жителей Острогожского района, о нехватке водителей общественного транспорта из-за частичной мобилизации, о действующих диверсионных группах и о том, что из-за нехватки денег люди едят кошачий корм, – рассказывает руководитель воронежского ЦУР Андрей Черваков. – Цель фабрикации таких фейков – посеять панику, сформировать в обществе атмосферу страха, что делает борьбу с ними в информационном поле настолько же значимой, как и противодействие экстремизму и терроризму.
По словам руководителя регионального ЦУР, выявленные фейки вбрасывались с прицелом на жителей региона, но «некоторые из них – пошли дальше, были подхвачены федеральными пабликами, каналами и даже СМИ».
Всего в России в этом году количество уникальных фейков достигло 3,7 тысячи, а число их упоминаний превысило 9,3 млн. Это в 6 раз выше уровня прошлого года. Об этом заявил генеральный директор АНО «Диалог Регионы» и АНО «Диалог» Владимир Табак на пресс-конференции, состоявшейся 20 декабря.
Как утверждает Владимир Табак, фейки становятся все более правдоподобными, что размывает границу доверия пользователя к каналам коммуникации и подчеркивает необходимость устранения недостоверной информации. В связи с этим «Диалог» запустил платформу «Лапша Медиа», которая предоставляет квалифицированную оценку фейков экспертами, ведущими СМИ и вузами.
«Лапша Медиа» сегодня предоставляет возможность получить достоверные данные пользователям, которые сталкиваются с фейками. С момента запуска платформы поступило более 85 тыс. запросов на проверку публикаций и сообщений. Только при их своевременной отработке возможно создание безопасной информационной среды для граждан», — отметил генеральный директор «Диалога».
По мнению экспертов, фактчекинг – один из самых эффективных инструментов по борьбе с недостоверной информацией. А с ней, согласно данным ЦУР, более 60% пользователей интернета и социальных сетей сталкиваются не реже одного раза в неделю.