Последние новости
Все новости
Пробки


#Культура

В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» исследуют «антиживопись»

Array ( [SHOW_COUNTER] => 228 [~SHOW_COUNTER] => 228 [PROPERTY_RUBRIC_NAME] => Культура [~PROPERTY_RUBRIC_NAME] => Культура [PROPERTY_RUBRIC_CODE] => kulura [~PROPERTY_RUBRIC_CODE] => kulura [ID] => 789 [~ID] => 789 [NAME] => В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» исследуют «антиживопись» [~NAME] => В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» исследуют «антиживопись» [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [DETAIL_TEXT] =>
Творчество московского художника Владимира Потапова всецело доказывает: удивительное – и вправду рядом. Стоит только «очки протереть»… А демонстрируется нынче это творчество сразу на двух выставочных площадках Воронежа – в галерее Камерного театра и галерее современного искусства  «Х.Л.А.М.». Куда, собственно, и отправимся… 

«Внутри» – так называется выставка в «Х.Л.А.Ме» –  представляет собой подборку живописных работ, процарапанных на видавших виды досках объявлений. Автор пояснил, что серия взята из большой московской выставки «По памяти», проходившей в галерее «Триумф», и является «иллюстрацией зыбкости памяти». А идею породили тайны семейного архива: в каждой семье есть альбомы с фотографиями людей, о которых уже никто ничего не расскажет. Человеческая память коротка…

Вообще я с подозрением отношусь к художникам, которые охотно и подолгу объясняют свои произведения: что хотел сказать, откуда образы и т.д. Но Потапов – особый случай: этот автор вполне может быть охарактеризован термином «мыслитель». Ну, по меньшей мере – «философ»; Владимир, сочиняя свои работы, задается воистину вселенскими вопросами бытия. Кто я, кто ты, кто мы  – вот такого рода. Это я к тому, что никакой искусственно надутой зауми этот человек  в массы не несет. И преоригинальные его работы ребусами не выглядят: даже при беглом взгляде на них понятно, что наш мастер – знаток законов классического изобразительного искусства. А необычный прием использует только не ради приема, но – как функцию, позволяющую максимально точно  передать смысл и «цимес» изображения. 

Итак – доска объявлений как базис для художественной надстройки. Первая, многократно перекрашенная коммунальщиками, нашлась во дворе. И воспринялась «открытием чудным». 
 
– Один ее угол был надломлен так, что обнажал толщину красочной корки, – вспоминал Владимир. – Получился «слоеный пирог» со слоями разного цвета, напоминающими ободок радуги. Дома я взял нож, ножницы, иглу – и стал сцарапывать краску с поверхности, обнаруживая один за другим скрытые слои. Образовалась дыра, напоминающая воронку рудника со стенками в цветную полоску. Все сложилось – я понял, что эта простая манипуляция  является интересной находкой. Прежде всего – как способ создания изображения, который диаметрален традиционному: краска не накладывается на поверхность, а убирается с нее. Такая антиживопись. 

Открытие вдохновило художника, которого и до того момента заботила ревизия живописи. 
– Все мои предыдущие серии так или иначе исследовали и пересматривали медиальные основы живописи: телесность художника, двухмерность и непрозрачность плоскости, значения плоскости-носителя, – пояснил Потапов. –  Я пытаюсь разными языками и оптиками представить и переозначить весь понятийный аппарат этого вида изобразительного искусства. 

Сама по себе доска объявлений – как физический объект –  тоже показалась исследователю значимой. 

–  Перед тем, как нанести очередной освежающий слой на доску, коммунальщики не зачищают старую поверхность, а накладывают краску на прежний слой, – продолжал Владимир. –  Возникает эффект архивации  временных отрезков; грязь, пыль, обрывки объявлений и афиш остаются на своих местах и являют законсервированный год – то есть период времени от одной покраски до другой. Таким образом, по количеству слоев можно проводить летоисчисление – подобно тому, как это делается по кольцам на срезе дерева. Еще одной «примечательностью» является буквальное сходство этого «временного пирога» с жестким диском, который также состоит из слоев и содержит информацию. 

Остановился Потапов и на процессе живописания, точнее – антиживописания, создания изображения путем удаления краски. 

– Сцарапывание верхнего слоя краски открывает нижние слои и таким образом их актуализирует, – подчеркивает художник. –  Понять, как окрашен очередной внутренний слой, невозможно. Так что процесс можно сравнить с игрой в прятки, в рулетку и даже с  попыткой перейти минное поле. Все эти ассоциации объединяет один ключевой признак – непредсказуемость. Последнее для меня тождественно ошибке, потере контроля и хаосу. То есть это уравнение с несколькими переменными: цветом слоя, его толщиной и степенью равномерности, случайными фрагментами объявлений и афиш. Для меня это – как игра в шахматы со случайностью, попытка укротить хаос, очертив его границы и придав ему фигуративные очертания. Откровением же стало то, что мне нравится поддаваться в этой игре сопернику! Захотелось в ней проиграть…  

Кажется, я разделяю вышеописанные ощущения художника: «ковыряния» напластований времени – в том или ином их обличье – дает эффект попадания в портал, в межпространственные ниши. Отсюда – иррационализм на бытовом, скажем так, уровне. Что, в общем, не для слабонервных и впечатлительных…   

Еще одним важным моментом своего ноу-хау Потапов называет связь между открытым  изобразительным языком и сюжетом работ. 

– Продолжаю настаивать на том, что сюжет и язык, его излагающий – если речь о фигуративной живописи – должны быть релевантны друг другу, – говорит Владимир. – В этой связке рождается особенное звучание работы. У меня не было никаких других «сюжетных» вариантов, кроме как идея памяти – ее хрупкости и ненадежности. 

Свойствам, благодаря которым она часто становится предметом манипуляций и фальсификаций, порождающих известную историческую муть. Перекрашенная многократно доска объявлений стала для меня архивом времени, в котором можно найти любой исторический образ, вычерпав его из слоистой структуры и, таким образом, интегрировав в наше сегодня. Противостояние между частной и официальной памятями можно наблюдать на примере государственной пропаганды, с одной стороны, и критики последней с другой, мифологизации прошлого и его реабилитации. 

Историческая память – всегда политический актив, способный решать задачи государственный важности по определению исторической идентичности, национального самосознания, «духовных скреп», «исконных границ» и прочего. В чистом же виде историческое знание относительно доступно разве что тем, у кого есть доступ к архивам под грифом «совершенно секретно».    


Владимир Потапов родился в 1980 году в Волгограде. Финалист международного конкурса Portret now им. Якоба Кристиана Якобсена (2015, Дания). Номинант премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» (2014). В 2014 году вошел в лонг-лист конкурса молодых кураторов музея современного искусства «Гараж». С 2010 года снимает фильм «Ни возьмись» – исследовательский проект, в котором арт-критики, искусствоведы, художники отвечают на пять одинаковых вопросов о состоянии современной живописи.

[~DETAIL_TEXT] =>
Творчество московского художника Владимира Потапова всецело доказывает: удивительное – и вправду рядом. Стоит только «очки протереть»… А демонстрируется нынче это творчество сразу на двух выставочных площадках Воронежа – в галерее Камерного театра и галерее современного искусства  «Х.Л.А.М.». Куда, собственно, и отправимся… 

«Внутри» – так называется выставка в «Х.Л.А.Ме» –  представляет собой подборку живописных работ, процарапанных на видавших виды досках объявлений. Автор пояснил, что серия взята из большой московской выставки «По памяти», проходившей в галерее «Триумф», и является «иллюстрацией зыбкости памяти». А идею породили тайны семейного архива: в каждой семье есть альбомы с фотографиями людей, о которых уже никто ничего не расскажет. Человеческая память коротка…

Вообще я с подозрением отношусь к художникам, которые охотно и подолгу объясняют свои произведения: что хотел сказать, откуда образы и т.д. Но Потапов – особый случай: этот автор вполне может быть охарактеризован термином «мыслитель». Ну, по меньшей мере – «философ»; Владимир, сочиняя свои работы, задается воистину вселенскими вопросами бытия. Кто я, кто ты, кто мы  – вот такого рода. Это я к тому, что никакой искусственно надутой зауми этот человек  в массы не несет. И преоригинальные его работы ребусами не выглядят: даже при беглом взгляде на них понятно, что наш мастер – знаток законов классического изобразительного искусства. А необычный прием использует только не ради приема, но – как функцию, позволяющую максимально точно  передать смысл и «цимес» изображения. 

Итак – доска объявлений как базис для художественной надстройки. Первая, многократно перекрашенная коммунальщиками, нашлась во дворе. И воспринялась «открытием чудным». 
 
– Один ее угол был надломлен так, что обнажал толщину красочной корки, – вспоминал Владимир. – Получился «слоеный пирог» со слоями разного цвета, напоминающими ободок радуги. Дома я взял нож, ножницы, иглу – и стал сцарапывать краску с поверхности, обнаруживая один за другим скрытые слои. Образовалась дыра, напоминающая воронку рудника со стенками в цветную полоску. Все сложилось – я понял, что эта простая манипуляция  является интересной находкой. Прежде всего – как способ создания изображения, который диаметрален традиционному: краска не накладывается на поверхность, а убирается с нее. Такая антиживопись. 

Открытие вдохновило художника, которого и до того момента заботила ревизия живописи. 
– Все мои предыдущие серии так или иначе исследовали и пересматривали медиальные основы живописи: телесность художника, двухмерность и непрозрачность плоскости, значения плоскости-носителя, – пояснил Потапов. –  Я пытаюсь разными языками и оптиками представить и переозначить весь понятийный аппарат этого вида изобразительного искусства. 

Сама по себе доска объявлений – как физический объект –  тоже показалась исследователю значимой. 

–  Перед тем, как нанести очередной освежающий слой на доску, коммунальщики не зачищают старую поверхность, а накладывают краску на прежний слой, – продолжал Владимир. –  Возникает эффект архивации  временных отрезков; грязь, пыль, обрывки объявлений и афиш остаются на своих местах и являют законсервированный год – то есть период времени от одной покраски до другой. Таким образом, по количеству слоев можно проводить летоисчисление – подобно тому, как это делается по кольцам на срезе дерева. Еще одной «примечательностью» является буквальное сходство этого «временного пирога» с жестким диском, который также состоит из слоев и содержит информацию. 

Остановился Потапов и на процессе живописания, точнее – антиживописания, создания изображения путем удаления краски. 

– Сцарапывание верхнего слоя краски открывает нижние слои и таким образом их актуализирует, – подчеркивает художник. –  Понять, как окрашен очередной внутренний слой, невозможно. Так что процесс можно сравнить с игрой в прятки, в рулетку и даже с  попыткой перейти минное поле. Все эти ассоциации объединяет один ключевой признак – непредсказуемость. Последнее для меня тождественно ошибке, потере контроля и хаосу. То есть это уравнение с несколькими переменными: цветом слоя, его толщиной и степенью равномерности, случайными фрагментами объявлений и афиш. Для меня это – как игра в шахматы со случайностью, попытка укротить хаос, очертив его границы и придав ему фигуративные очертания. Откровением же стало то, что мне нравится поддаваться в этой игре сопернику! Захотелось в ней проиграть…  

Кажется, я разделяю вышеописанные ощущения художника: «ковыряния» напластований времени – в том или ином их обличье – дает эффект попадания в портал, в межпространственные ниши. Отсюда – иррационализм на бытовом, скажем так, уровне. Что, в общем, не для слабонервных и впечатлительных…   

Еще одним важным моментом своего ноу-хау Потапов называет связь между открытым  изобразительным языком и сюжетом работ. 

– Продолжаю настаивать на том, что сюжет и язык, его излагающий – если речь о фигуративной живописи – должны быть релевантны друг другу, – говорит Владимир. – В этой связке рождается особенное звучание работы. У меня не было никаких других «сюжетных» вариантов, кроме как идея памяти – ее хрупкости и ненадежности. 

Свойствам, благодаря которым она часто становится предметом манипуляций и фальсификаций, порождающих известную историческую муть. Перекрашенная многократно доска объявлений стала для меня архивом времени, в котором можно найти любой исторический образ, вычерпав его из слоистой структуры и, таким образом, интегрировав в наше сегодня. Противостояние между частной и официальной памятями можно наблюдать на примере государственной пропаганды, с одной стороны, и критики последней с другой, мифологизации прошлого и его реабилитации. 

Историческая память – всегда политический актив, способный решать задачи государственный важности по определению исторической идентичности, национального самосознания, «духовных скреп», «исконных границ» и прочего. В чистом же виде историческое знание относительно доступно разве что тем, у кого есть доступ к архивам под грифом «совершенно секретно».    


Владимир Потапов родился в 1980 году в Волгограде. Финалист международного конкурса Portret now им. Якоба Кристиана Якобсена (2015, Дания). Номинант премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» (2014). В 2014 году вошел в лонг-лист конкурса молодых кураторов музея современного искусства «Гараж». С 2010 года снимает фильм «Ни возьмись» – исследовательский проект, в котором арт-критики, искусствоведы, художники отвечают на пять одинаковых вопросов о состоянии современной живописи.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Творчество московского художника Владимира Потапова всецело доказывает: удивительное – и вправду рядом. [~PREVIEW_TEXT] => Творчество московского художника Владимира Потапова всецело доказывает: удивительное – и вправду рядом. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 1040 [TIMESTAMP_X] => 10.03.2016 15:34:15 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 600 [WIDTH] => 800 [FILE_SIZE] => 211146 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/23d [FILE_NAME] => 23d722dbc02640b8736d0ddc505e4776.JPG [ORIGINAL_NAME] => IMG_5648.JPG [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 425ddf28041f3105074875f9745410f6 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/23d/23d722dbc02640b8736d0ddc505e4776.JPG [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/23d/23d722dbc02640b8736d0ddc505e4776.JPG [SAFE_SRC] => /upload/iblock/23d/23d722dbc02640b8736d0ddc505e4776.JPG [ALT] => В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» исследуют «антиживопись» [TITLE] => В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» исследуют «антиживопись» ) [~DETAIL_PICTURE] => 1040 [TIMESTAMP_X] => 10.03.2016 15:34:18 [~TIMESTAMP_X] => 10.03.2016 15:34:18 [ACTIVE_FROM] => 10.03.2016 15:31:00 [~ACTIVE_FROM] => 10.03.2016 15:31:00 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => /content/v-voronezhskoy-galeree-kh-l-a-m-issleduyut-antizhivopis-/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /content/v-voronezhskoy-galeree-kh-l-a-m-issleduyut-antizhivopis-/ [LANG_DIR] => /site_rx/ [~LANG_DIR] => /site_rx/ [CODE] => v-voronezhskoy-galeree-kh-l-a-m-issleduyut-antizhivopis- [~CODE] => v-voronezhskoy-galeree-kh-l-a-m-issleduyut-antizhivopis- [EXTERNAL_ID] => 789 [~EXTERNAL_ID] => 789 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => [~IBLOCK_CODE] => [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => rx [~LID] => rx [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 10.03.2016, 15:31 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [SHOW_COUNTER] => 228 ) [PROPERTIES] => Array ( [IN_MAIN] => Array ( [ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 13:15:12 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Отображать в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2152 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Отображать в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SHOW_COUNT] => Array ( [ID] => 2 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:39:03 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Количество просмотров [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SHOW_COUNT [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2150 [VALUE] => 0 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 0 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Количество просмотров [~DEFAULT_VALUE] => 0 ) [AUTHOR] => Array ( [ID] => 3 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 11:39:33 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Авторы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Авторы [~DEFAULT_VALUE] => ) [RUBRIC] => Array ( [ID] => 4 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рубрики [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RUBRIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 5 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => Array ( [0] => 2153 ) [VALUE] => Array ( [0] => 97 ) [DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [0] => 97 ) [~DESCRIPTION] => Array ( [0] => ) [~NAME] => Рубрики [~DEFAULT_VALUE] => ) [GENRE] => Array ( [ID] => 5 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-10 17:49:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Жанры [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => GENRE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 6 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Жанры [~DEFAULT_VALUE] => ) [COLUMNISTIC] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-14 17:37:41 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является колумнистикой [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => COLUMNISTIC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является колумнистикой [~DEFAULT_VALUE] => ) [BY_CITY_HALL] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-16 15:44:10 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является материалом мэрии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BY_CITY_HALL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является материалом мэрии [~DEFAULT_VALUE] => ) [BIG_INTERVIEW] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2015-12-18 17:22:53 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является "Большим интервью" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => BIG_INTERVIEW [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является "Большим интервью" [~DEFAULT_VALUE] => ) [SECURE_IN_MAIN] => Array ( [ID] => 23 [TIMESTAMP_X] => 2016-04-13 12:49:30 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SECURE_IN_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Закрепить в разделе "Главное" [~DEFAULT_VALUE] => ) [V_LENTE] => Array ( [ID] => 24 [TIMESTAMP_X] => 2016-06-21 12:33:34 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Не отображать в ленте новостей [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => V_LENTE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не отображать в ленте новостей [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTOGRAPHER] => Array ( [ID] => 31 [TIMESTAMP_X] => 2016-07-05 15:26:25 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTOGRAPHER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 4 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографы [~DEFAULT_VALUE] => ) [VAHNO] => Array ( [ID] => 41 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-22 15:16:49 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Является важной новостью? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VAHNO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Является важной новостью? [~DEFAULT_VALUE] => ) [RECLAMA] => Array ( [ID] => 42 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-26 19:20:40 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Рекламировать новость? [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => RECLAMA [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекламировать новость? [~DEFAULT_VALUE] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( [ID] => 43 [TIMESTAMP_X] => 2017-09-27 12:12:15 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Фотографии [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MORE_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => jpg [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => фото галерея для новости [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Фотографии [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 18.10.2017 12:25:57 [~TIMESTAMP_X] => 18.10.2017 12:25:57 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => rx [~LID] => rx [CODE] => [~CODE] => [NAME] => Материалы [~NAME] => Материалы [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /content/ [~LIST_PAGE_URL] => /content/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/content/ [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [~TMP_ID] => 4cf680efb79bd555444e2d593c905dc2 [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => gorcom36.ru [~SERVER_NAME] => gorcom36.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» исследуют «антиживопись» [ELEMENT_CHAIN] => В воронежской галерее «Х.Л.А.М.» исследуют «антиживопись» [BROWSER_TITLE] => [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) [MORE_PHOTO] => Array ( ) )
10.03.2016, 15:31
Творчество московского художника Владимира Потапова всецело доказывает: удивительное – и вправду рядом. Стоит только «очки протереть»… А демонстрируется нынче это творчество сразу на двух выставочных площадках Воронежа – в галерее Камерного театра и галерее современного искусства  «Х.Л.А.М.». Куда, собственно, и отправимся… 

«Внутри» – так называется выставка в «Х.Л.А.Ме» –  представляет собой подборку живописных работ, процарапанных на видавших виды досках объявлений. Автор пояснил, что серия взята из большой московской выставки «По памяти», проходившей в галерее «Триумф», и является «иллюстрацией зыбкости памяти». А идею породили тайны семейного архива: в каждой семье есть альбомы с фотографиями людей, о которых уже никто ничего не расскажет. Человеческая память коротка…

Вообще я с подозрением отношусь к художникам, которые охотно и подолгу объясняют свои произведения: что хотел сказать, откуда образы и т.д. Но Потапов – особый случай: этот автор вполне может быть охарактеризован термином «мыслитель». Ну, по меньшей мере – «философ»; Владимир, сочиняя свои работы, задается воистину вселенскими вопросами бытия. Кто я, кто ты, кто мы  – вот такого рода. Это я к тому, что никакой искусственно надутой зауми этот человек  в массы не несет. И преоригинальные его работы ребусами не выглядят: даже при беглом взгляде на них понятно, что наш мастер – знаток законов классического изобразительного искусства. А необычный прием использует только не ради приема, но – как функцию, позволяющую максимально точно  передать смысл и «цимес» изображения. 

Итак – доска объявлений как базис для художественной надстройки. Первая, многократно перекрашенная коммунальщиками, нашлась во дворе. И воспринялась «открытием чудным». 
 
– Один ее угол был надломлен так, что обнажал толщину красочной корки, – вспоминал Владимир. – Получился «слоеный пирог» со слоями разного цвета, напоминающими ободок радуги. Дома я взял нож, ножницы, иглу – и стал сцарапывать краску с поверхности, обнаруживая один за другим скрытые слои. Образовалась дыра, напоминающая воронку рудника со стенками в цветную полоску. Все сложилось – я понял, что эта простая манипуляция  является интересной находкой. Прежде всего – как способ создания изображения, который диаметрален традиционному: краска не накладывается на поверхность, а убирается с нее. Такая антиживопись. 

Открытие вдохновило художника, которого и до того момента заботила ревизия живописи. 
– Все мои предыдущие серии так или иначе исследовали и пересматривали медиальные основы живописи: телесность художника, двухмерность и непрозрачность плоскости, значения плоскости-носителя, – пояснил Потапов. –  Я пытаюсь разными языками и оптиками представить и переозначить весь понятийный аппарат этого вида изобразительного искусства. 

Сама по себе доска объявлений – как физический объект –  тоже показалась исследователю значимой. 

–  Перед тем, как нанести очередной освежающий слой на доску, коммунальщики не зачищают старую поверхность, а накладывают краску на прежний слой, – продолжал Владимир. –  Возникает эффект архивации  временных отрезков; грязь, пыль, обрывки объявлений и афиш остаются на своих местах и являют законсервированный год – то есть период времени от одной покраски до другой. Таким образом, по количеству слоев можно проводить летоисчисление – подобно тому, как это делается по кольцам на срезе дерева. Еще одной «примечательностью» является буквальное сходство этого «временного пирога» с жестким диском, который также состоит из слоев и содержит информацию. 

Остановился Потапов и на процессе живописания, точнее – антиживописания, создания изображения путем удаления краски. 

– Сцарапывание верхнего слоя краски открывает нижние слои и таким образом их актуализирует, – подчеркивает художник. –  Понять, как окрашен очередной внутренний слой, невозможно. Так что процесс можно сравнить с игрой в прятки, в рулетку и даже с  попыткой перейти минное поле. Все эти ассоциации объединяет один ключевой признак – непредсказуемость. Последнее для меня тождественно ошибке, потере контроля и хаосу. То есть это уравнение с несколькими переменными: цветом слоя, его толщиной и степенью равномерности, случайными фрагментами объявлений и афиш. Для меня это – как игра в шахматы со случайностью, попытка укротить хаос, очертив его границы и придав ему фигуративные очертания. Откровением же стало то, что мне нравится поддаваться в этой игре сопернику! Захотелось в ней проиграть…  

Кажется, я разделяю вышеописанные ощущения художника: «ковыряния» напластований времени – в том или ином их обличье – дает эффект попадания в портал, в межпространственные ниши. Отсюда – иррационализм на бытовом, скажем так, уровне. Что, в общем, не для слабонервных и впечатлительных…   

Еще одним важным моментом своего ноу-хау Потапов называет связь между открытым  изобразительным языком и сюжетом работ. 

– Продолжаю настаивать на том, что сюжет и язык, его излагающий – если речь о фигуративной живописи – должны быть релевантны друг другу, – говорит Владимир. – В этой связке рождается особенное звучание работы. У меня не было никаких других «сюжетных» вариантов, кроме как идея памяти – ее хрупкости и ненадежности. 

Свойствам, благодаря которым она часто становится предметом манипуляций и фальсификаций, порождающих известную историческую муть. Перекрашенная многократно доска объявлений стала для меня архивом времени, в котором можно найти любой исторический образ, вычерпав его из слоистой структуры и, таким образом, интегрировав в наше сегодня. Противостояние между частной и официальной памятями можно наблюдать на примере государственной пропаганды, с одной стороны, и критики последней с другой, мифологизации прошлого и его реабилитации. 

Историческая память – всегда политический актив, способный решать задачи государственный важности по определению исторической идентичности, национального самосознания, «духовных скреп», «исконных границ» и прочего. В чистом же виде историческое знание относительно доступно разве что тем, у кого есть доступ к архивам под грифом «совершенно секретно».    


Владимир Потапов родился в 1980 году в Волгограде. Финалист международного конкурса Portret now им. Якоба Кристиана Якобсена (2015, Дания). Номинант премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» (2014). В 2014 году вошел в лонг-лист конкурса молодых кураторов музея современного искусства «Гараж». С 2010 года снимает фильм «Ни возьмись» – исследовательский проект, в котором арт-критики, искусствоведы, художники отвечают на пять одинаковых вопросов о состоянии современной живописи.

Читайте также:
Концентрация правды: заметки о Воронеже, русских и поляках вне политики из музея концлагеря «Аушвиц-Биркенау»
Подробно
Крис Норман: «В своей жизни я всегда в первую очередь руководствовался чувствами!»
На прошлой неделе в Воронеже побывала легенда мировой сцены - Крис Норман. Британский музыкант решил посетить столицу Черноземья первой, концерты в Москве и Питере состоялись уже после визита в Воронеж.
20.10.2017 11:53.