Рельефы, скульптуры, контурные и объемные макеты, являющиеся точными копиями произведений древнеегипетского искусства, были представлены с 7 июня для тактильного осмотра в Воронежской областной библиотеке им. В.Г. Короленко. Экспозиция выставки «Легенды и мифы Древнего Египта» является частью проекта «Прикосновение к красоте», который задумали и реализовали добровольцы культурной ассоциации «Новый Акрополь» совместно с Российской государственной библиотекой для слепых.
Эта выставка передвижная и состоит из трех частей: одна из экспозиций, собравшая 24 предмета, демонстрируется в Воронеже, две других – в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Все экспонаты – реплики произведений, хранящихся в известных музеях мира. В музеях к подлинникам, как известно, прикасаться нельзя. Проект представляет шедевры, которые можно и нужно «смотреть» руками.
К созданию этой экспозиции привлекались художники, скульпторы, педагоги и тифлокомментаторы из разных уголков России. На протяжении нескольких лет они проводили исследовательскую работу, изучали египетские коллекции в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Каира, путешествовали по храмовым комплексам Египта, собирали фотографии и чертежи музейных экспонатов, на основе которых художники-скульпторы создали мастер- макеты и объемно-литьевые формы.
Добровольцы занимались изготовлением гипсовых форм, их тонированием и росписью. На финальном этапе к команде «Нового Акрополя» присоединились специалисты-тифлокомментаторы библиотеки слепых, которые помогли составить детальное описание всех экспонатов шрифтом Брайля. Об этапах создания тактильной выставки «Горкому36» рассказала преподаватель культурного центра «Новый Акрополь» и по совместительству магистрант по специальности «Музейная педагогика» Воронежского педагогического университета Марина Стерлигова.
– Этой темой мы занимаемся на протяжении десяти лет, взаимодействуем, в том числе, с учебными организациями. Педагоги рассказали, что есть большая необходимость в тактильных пособиях для слепых и слабовидящих для изучения истории и искусства. Получив такой запрос, мы стали думать, какие экспонаты подобрать, чтобы они были наиболее понятны слабовидящим и незрячим, – пояснила Марина.
В небольшом зале библиотеки им. Короленко собираются по записи экскурсии, которые проводят добровольцы культурной ассоциации совместно со специалистами библиотеки. После небольшой вводной части – Марина Стерлигова знакомит слушателей с центральным мифом египетской культуры (об Осирисе и Исиде) – экскурсия становится почти персональной. Вместе с сопровождающими посетители подходят к экспозиционных столам и «смотрят» руками, получая информацию о предметах, с которыми знакомятся в этот момент, от личного гида.
В экспозиции представлена, например, карта Древнего Египта. Чтобы понять его очертания, можно провести рукой по рельефной поверхности. В середине макета изображена река Нил, которая пересекает весь Египет, пробиваясь сквозь жаркую пустыню. Речная петля в середине карты – обозначение места расположения города Фивы, который на протяжении столетий оставался столицей Египта.
Описание скульптур начинают с цвета, а какие-то детали стараются передать через образный ряд. Метафорическое мышление у каждого субъективно, от того так и сложна профессия тифлокомментатора – специалиста, который помогает найти такие слова, которые дадут любому человеку одинаковое представление о предмете. Сотрудник методического отдела Воронежской областной специальной библиотеки им. Короленко Екатерина Мукасеева сейчас обучается этой профессии и помогла организаторам выставки с подготовкой каталога выставки и аудиогида для незрячих.
– Нужно подобрать такие слова, которые для всех будут означать одно и то же и при этом отражать суть экспоната. Мы не можем говорить общими словами, вроде «красивое», «монументальное». Да, это все об искусстве и о высоком, но это не понятно незрячему человеку. Нужно поговорить через ассоциативный ряд, сравнить экспонат с чем-то очень простым. Если нужно описать «блеск», то можно сказать «жирный блеск» или «как сливочное масло», – говорит Екатерина Мукасеева.
Сама она заинтересовалась этой темой после посещения Музея русского импрессионизма в Москве, где увидела, как ведет аналогичные экскурсии столичный гид.
Добровольцы культурной ассоциации «Новый Акрополь» продолжают исследования и работу над экспозицией, поэтому надеемся, что в рамках проекта Воронеж увидит и другие тактильные экспонаты.