2024-11-27

В воронежском ТЮЗе вписали Шекспира в ситком

Спектакль приглашенного режиссера Георгия Цнобиладзе по книге американского писателя Гэри Шмидта «Битвы по средам» представил Воронежский театр юного зрителя в рамках программы Платоновского фестиваля искусств. В ней главного героя Холлинга Вудвуда (актер Роман Лютиков) заставляют читать Шекспира, выбивать мел из тряпок и чистить крысиную клетку, а все потому, что учительница литературы миссис Бейкер (Екатерина Тоборовец), уверен школьник, его ненавидит.

Спектакль приглашенного режиссера Георгия Цнобиладзе по книге американского писателя Гэри Шмидта «Битвы по средам» представил Воронежский театр юного зрителя в рамках программы Платоновского фестиваля искусств. В ней главного героя Холлинга Вудвуда (актер Роман Лютиков) заставляют читать Шекспира, выбивать мел из тряпок и чистить крысиную клетку, а все потому, что учительница литературы миссис Бейкер (Екатерина Тоборовец), уверен школьник, его ненавидит.

Сцены, собранные в единую сюжетную линию, напоминают по своему формату ситком – в рамках запроса молодежной аудитории, мыслящей клиповым способом. Впрочем, зрителю постарше подростка такой метод в середине второго действа покажется несколько утомительным, но, пожалуй, это единственный минус в истории. В целом же она однородная и нескучная, по технической части напоминает «гамбургер»: с приемом «театр в театре», комиксами, хореографией, игрой света и, конечно, плотной драматической игрой.

Сценография спектакля минималистична: деревянные ящики, служащие то партами, то домашней мебелью, то директорской трибуной. Остальные художественные образы создаются за счет видеомэппинга: и комиксная структура постановки, и ее общая стилистика с кинолентой, включающей даже титры.

– Эскиз спектакля «Битва по средам» готовился в рамках лаборатории в течение пяти дней, после показа его решили оставить в репертуаре театра, и тут случился Платоновский фестиваль, – рассказывает режиссер Георгий Цнобиладзе. – Передо мной встала задача доработать эскиз до спектакля, и мы приступили к работе в достаточно плотном режиме. Эскиз бывает порой ярче самого спектакля, потому что, как правило, на его сдачу приходят зрители из театрального круга, а артисты работают в атмосфере особого нерва.

Готовя спектакль, режиссер усилил линию Шекспировского театра, во время лаборатории внутри эскиза было разыграно только одно произведение автора, а теперь шутливые инсценировки сделаны на «Венецианского купца» и «Бури». В современной обработке условно разыграна пьеса «Ромео и Джульетта». Условно, потому что она присутствует в сюжете, но ее не играют: для пары семиклассников это жизнь, первое чувство и предательство, с которыми они столкнулись. Подробное обращение к любовной теме возникает не на ровном месте. Георгий Цнобиладзе убежден, что подростковый театр должен быть сложным и говорить с ребятами на одном языке, то есть поднимать те проблемы и вопросы, с которыми они сталкиваются в своем возрасте.

– Они не хотят просто развлекательный спектакль, они не хотят спектакль про Кощея Бессмертного и Бабу-ягу – это шаг в пропасть. Я стараюсь делать для людей равных себе, не менее образованных, не менее развитых, – говорит режиссер.

Шекспир всегда актуален. Если вы услышите, как он звучит в рэпе, то поймете это. «А вы открывали список литературы на лето?» – шептались воронежские школьники в антракте. «Интересно, а там есть Шекспир? Если он такой, я жалею, что не читала его раньше» – говорила одноклассникам зрительница.

В спектакле затронута также тема войны: «Война – это плохо» выводится на школьных кабинетах, на «заднике» сцены, когда из Вьетнама герои постановки начинают получать похоронки. Подростковый театр, считает режиссер, должен запускать процессы внутреннего катарсиса, побуждать к размышлению.

Спектакль «Битвы по средам» вошел в репертуар Воронежского ТЮЗа, его можно будет посмотреть и после завершения Платоновского фестиваля искусств.