Спектакль приглашенного режиссера Георгия Цнобиладзе по книге американского писателя Гэри Шмидта «Битвы по средам» представил Воронежский театр юного зрителя в рамках программы Платоновского фестиваля искусств. В ней главного героя Холлинга Вудвуда (актер Роман Лютиков) заставляют читать Шекспира, выбивать мел из тряпок и чистить крысиную клетку, а все потому, что учительница литературы миссис Бейкер (Екатерина Тоборовец), уверен школьник, его ненавидит.
Сцены, собранные в единую сюжетную линию, напоминают по своему формату ситком – в рамках запроса молодежной аудитории, мыслящей клиповым способом. Впрочем, зрителю постарше подростка такой метод в середине второго действа покажется несколько утомительным, но, пожалуй, это единственный минус в истории. В целом же она однородная и нескучная, по технической части напоминает «гамбургер»: с приемом «театр в театре», комиксами, хореографией, игрой света и, конечно, плотной драматической игрой.
Сценография спектакля минималистична: деревянные ящики, служащие то партами, то домашней мебелью, то директорской трибуной. Остальные художественные образы создаются за счет видеомэппинга: и комиксная структура постановки, и ее общая стилистика с кинолентой, включающей даже титры.
– Эскиз спектакля «Битва по средам» готовился в рамках лаборатории в течение пяти дней, после показа его решили оставить в репертуаре театра, и тут случился Платоновский фестиваль, – рассказывает режиссер Георгий Цнобиладзе. – Передо мной встала задача доработать эскиз до спектакля, и мы приступили к работе в достаточно плотном режиме. Эскиз бывает порой ярче самого спектакля, потому что, как правило, на его сдачу приходят зрители из театрального круга, а артисты работают в атмосфере особого нерва.
Готовя спектакль, режиссер усилил линию Шекспировского театра, во время лаборатории внутри эскиза было разыграно только одно произведение автора, а теперь шутливые инсценировки сделаны на «Венецианского купца» и «Бури». В современной обработке условно разыграна пьеса «Ромео и Джульетта». Условно, потому что она присутствует в сюжете, но ее не играют: для пары семиклассников это жизнь, первое чувство и предательство, с которыми они столкнулись. Подробное обращение к любовной теме возникает не на ровном месте. Георгий Цнобиладзе убежден, что подростковый театр должен быть сложным и говорить с ребятами на одном языке, то есть поднимать те проблемы и вопросы, с которыми они сталкиваются в своем возрасте.
– Они не хотят просто развлекательный спектакль, они не хотят спектакль про Кощея Бессмертного и Бабу-ягу – это шаг в пропасть. Я стараюсь делать для людей равных себе, не менее образованных, не менее развитых, – говорит режиссер.
Шекспир всегда актуален. Если вы услышите, как он звучит в рэпе, то поймете это. «А вы открывали список литературы на лето?» – шептались воронежские школьники в антракте. «Интересно, а там есть Шекспир? Если он такой, я жалею, что не читала его раньше» – говорила одноклассникам зрительница.
В спектакле затронута также тема войны: «Война – это плохо» выводится на школьных кабинетах, на «заднике» сцены, когда из Вьетнама герои постановки начинают получать похоронки. Подростковый театр, считает режиссер, должен запускать процессы внутреннего катарсиса, побуждать к размышлению.
Спектакль «Битвы по средам» вошел в репертуар Воронежского ТЮЗа, его можно будет посмотреть и после завершения Платоновского фестиваля искусств.