2025-12-05

В Воронежском ТЮЗе поставили пьесу Горького «На дне»

В Воронежском ТЮЗе поставили пьесу Горького «На дне»
Чисто, хрустальным колокольчиком звучит в исполнении Алины Бачуриной «Ты не пой, соловей, / Возле кельи моей/ И молитве моей/ Не мешай, соловей». Так начинается спектакль по пьесе Максима Горького «На дне» (16+), поставленный в Театре юного зрителя Каро Баляном.

Эта сцена служит своего рода прологом к спектаклю, где актриса исполняет роль Наташи – сестры и жертвы Василисы Костылевой. Эпизод разворачивается в верхней освещенной части сцены – актриса проводит рукой по лицу, то ли поправляя грим, то ли пытаясь его стереть, примеряет лежащие тут же белоснежные крылья, и звучит песнь-исповедь человека, решившего уйти из мира в монастырскую келью. Эта пронзительная нота задает тональность всему спектаклю.

Пульс современности

Пьесу «На дне» Горький писал для Московского художественного театра, где она с невероятным успехом была представлена в сезоне 1901/1902 гг. На сцену вышли босяки, драма судьбы впервые разворачивалась с участием такого рода персонажей. Это был опыт русской трагедии, которую можно обозначить как «трагедию смысла бытия» (определение И. Соловьевой). Для того, чтобы понять жизнь тех, кого им предстояло играть, артисты художественного театра ходили на Хитров рынок – в одно из самых злачных и опасных мест в столице. Со временем пьеса была включена в школьную программу по литературе, что привело, как это нередко, увы, бывает, к несколько упрощенному, банальному восприятию. И театру в первую очередь предстояло «реанимировать» знакомую всем историю, вернуть ей «нерв», наполнив хрестоматийное содержание живым пульсом современности. Во многом это удалось.

Вероятно, пытаясь придать большую динамичность и концентрированность действию, Каро Балян серьезно поработал над пьесой – сократил или убрал многие диалоги, подробности сюжета и даже нескольких действующих лиц. Спектакль уместился в одно действие, идет около полутора часов и, надо сказать, держит внимание зрителя. Художник-постановщик Гарегин Евангулян разделил пространство сцены на две части. Верхняя площадка, отдаленно напоминающая часть веранды кафе – дом Костылевых и одновременно мир за пределами ночлежки. Нижняя часть – сама ночлежка, дно. Место жуткое, напоминающее склеп. Кровати, нары, печка, занавески и другие предметы, указывающие хоть и на убогое, но все же человеческое жилье, отсутствуют. Вместо этого продолговатые, в человеческий рост ящики с крышками по числу обитателей. И как-то сразу понимаешь всю безнадежность положения людей, оказавшихся в этом месте. Потому что выхода в жизнь из него нет.

И в пьесе, и в спектакле смертей в избытке: умирает жена Клеща Анна, вешается Актер, убивают Наталью и хозяина ночлежки Костылева. В спектакле эта тема становится доминирующей. И, если в пьесе обваренная сестрой Наталья оказывается в больнице, а после выписки исчезает в неизвестном направлении, здесь ее убивают, и в убийстве участвует не только Василиса, но и Костылев – мы видим, как остервенело он добивает жертву ногами. Подробно представлена смерть Анны – и сам процесс умирания, и то, как она пытается цепляться за жизнь, и как в последних конвульсиях уходит. Эта, на мой взгляд, филигранно выполненная работа Анастасии Бондарь, когда натурализм деталей не переходит границы искусства, заслуживает серьезного внимания.

А центральной фигурой спектакля становится Лука (Михаил Кривов), пожилой странник, заглянувший в ночлежку, возможно, только затем, чтобы спасти ее обитателей. Он не только утешает Анну словами, что там, за чертой, прекратятся страдания и Бог определит ее в рай, но и сосредоточенно совершает над умершей какой-то ритуал, кладет в ящик-гроб перышко. В этот момент мы понимаем, что происходит некое таинство и что Лука не просто странник. Короткими репликами он пытается отвести беду от Васьки Пепла (Роман Лютиков) и вселяет в Актера (Герман Иванов) надежду на излечение от алкоголизма. И тот, забывший было слова своего любимого монолога, вдруг вспомнит и, счастливый от того, что вспомнил, начнет цитировать «Желтого ангела» Вертинского. А после того, как Сатин (Никита Шершнев) эту надежду у него отнимет, Актер повесится.

Много знаков и ничего случайного

Из ночлежки Лука исчезнет не вдруг. Это будет медленный, даже несколько торжественный проход вглубь сцены. По ходу движения он сбросит рубаху, и мы увидим спину, отдающую золотом, а над его головой произойдет что-то вроде взрыва хлопушки, полетят белые перышки. В православии золото символизирует божественный свет. И станет понятной неслучайность «Желтого ангела» Вертинского, которого в самом финале Актер пропоет полностью. На верхней площадке, залитой ярким светом и напоминающей в этот момент концертную эстраду, рядом с ним окажутся все ушедшие из жизни персонажи, а Наташа даже будет аккомпанировать на скрипке (музыкальные навыки актрисы в этом спектакле оказались очень уместны). После чего обитатели нижней площадки молча залезут в свои ящики и захлопнут над собой крышки.

В спектакле много знаков-символов и нет ничего случайного. Уход Луки является своеобразной точкой, после чего начинается как бы вторая часть спектакля. Меняется интонация, уходит напряжение, действие понемногу начинает «размагничиваться». И монолог о Человеке, который в нашем сознании почти сродни гамлетовскому «Быть иль не быть…» Сатин произносит без малейшего намека на пафос – буднично и даже несколько устало.

Если говорить об актерских работах, то многое еще в процессе становления, что естественно – премьера состоялась лишь в конце июня, спектакль со временем будет набирать. Но уже сейчас мне, скажем, было интересно наблюдать за Настей Софьи Семеновой в самом начале спектакля – у нее не было реплик, на сцене действовали другие персонажи, а она в углу в своем ящике читала, и на ее лице отражались все наивно переживаемые ею перипетии книжного любовного романа. Василиса Екатерины Пухначевой – красивая, сильная, с хищной хваткой и стремительностью движений изящной змейки, сходство с которой, возможно, придает яркий изумрудного цвета костюм (художник по костюмам Александра Климовицкая). Вполне органичен Михаил Кривов в роли Луки, выразителен Олег Столповский – Костылев, современна, будто с улицы зашла, Квашня Анны Балицкой, неожиданно легок Бубнов Ярослава Козлова.

Оставаясь в рамках пьесы, режиссер сочинил свою историю, предложив иное, во многом неожиданное решение. И то, что он смог придать хрестоматийному сюжету современное звучание, не прибегая к грубым ухищрениям, а извлекая смыслы исключительно из горьковского текста, делает оправданным появление этого спектакля в репертуаре Театра юного зрителя. Спектакль, что очень важно, заставляет думать – задавать вопросы и самим искать на них ответы.