Новые формы, новый язык, новая стилистика. Что вообще нужно подросткам? И хотят ли они бывать в театре? Чтобы это выяснить, прибывший в январе в Воронеж новый худрук Воронежского театра юного зрителя Евгений Кочетков устроил художественное исследование, а заодно и экзамен для артистов.
В театре состоялся завершающий этап проекта «ДрамТин», который включал отбор лучших пьес из тех, что еще никогда не были воплощены на сцене, и пятидневную лабораторию по постановке эскизов спектаклей. Поработать с воронежскими артистами приехали яркие молодые режиссеры Максим Иванов, Василий Сенин и Анна Морозова. Журналисты смогли увидеть два эскиза из трех.
О ПОИСКЕ СМЫСЛОВ
Эскиз в театре – это как набросок картины у художника. Работа еще не готова, но уже понятно, что хотел сказать автор. Максим Иванов – режиссер, который вплотную работает с пространством сцены, придумывая образы и метафоры, которые совершенно точно нужны не для того, чтобы спрятать несовершенства постановки. В его эскизе отсутствует граница между зрителем и актером, много интерактива, и само действо играется не на сцене, а в зале по соседству с театральным складом. А все потому, что эта история могла случиться с кем угодно и где угодно.
Режиссер взялся за пьесу «Раз, два, три, четыре, пять… Машенька идет гулять…» Натальи Шор. И хотя в оригинале это монопьеса, у Максима Иванова на сцену выходят пять Машенек и кукла, потому что проблемы, поднимаемые там, характерны для женщины любого возраста.
– В пьесе представлен внутренний мир 13-летней девочки, но вопросы, которые она поднимает, могут волновать женщин разного возраста. Так и возникла идея разделить текст между героинями разного возраста. Это женский взгляд, поиск себя и смыслов, поиск опоры в жизни, – рассказал Максим Иванов.
Пьеса из десяти страниц воплотилась в почти что часовой эскиз, и присутствовавшая на показах театральный критик Ирина Алпатова заметила, что не думала, что этот текст может быть воплощен в такой форме. Совершенно точно случился настоящий театр.
ОСОВРЕМЕНЕННАЯ ТРАДИЦИЯ
Режиссер Анна Морозова взялась за пьесу Екатерины Тимофеевой «Полина ищет па», в которой звучит проблема отцов и детей. История девочки, которая воспитывается в неполной семье, оказалась очень созвучна режиссеру. Стилистика Анны Морозовой более привычна воронежскому зрителю, хотя и она старается осовременить свою постановку при помощи мультимедийных элементов и быстрой смены планов, громкой музыки.
– Эскиз воплощен в жанре роуд-муви, это история о девочке-подростке, которая отправляется на поиски своего отца, а находит себя и любовь к тому, что уже имеет, – рассказала Анна Морозова.
По словам Ирины Алпатовой, все три истории, представленные в ТЮЗе, могли бы стать полноценными спектаклями. Однако она предупредила, что лаборатория – это всегда особый поиск и способ взаимодействия режиссеров и актеров, в этом есть какая-то магия, и не все то, что сделано в эскизной манере, даже если это сделано хорошо, стоит брать в репертуар. Нередко доработанные до эскизов спектакли оказываются несостоятельными.
Художественный руководитель Евгений Кочетков после каждого показа собирал мнения зрителей. Все представленные эскизы им понравились, и они оказались готовы звать на такие работы своих друзей. Но возьмет ли Кочетков что-либо в афишу, пока не известно, ведь чтобы это играть, театру нужны средства.