Балет «Пахита» – трехактный спектакль, который длится три часа (с двумя антрактами). За это время зритель словно бы выпадает из реальности и попадает в красивую и добрую сказку. Юрию Смекалову удалось создать праздничное хореографическое полотно, которое переносит горожан в цветущую и солнечную Испанию, в мир свободолюбивых цыган и благородных сеньоров. Грандиозную постановку зрители приняли с большим восторгом.

Балетная классика
Впервые балет «Пахита» балетмейстера Жозефа Мазилье был показан в Париже в 1846 году. В 1847 году спектакль под редакцией Мариуса Петипа впервые увидели петербуржцы, а в 1848 году – москвичи.
В 1881 году Мариус Петипа решил возобновить показ балета на российской сцене. Балетмейстер дополнил его новыми номерами, заново поставив все сцены и танцы и расширив спектакль до трех действий. Главным новшеством постановки стало финальное классическое Grand Pas.

Юрий Смекалов обращается к старинному шедевру Мариуса Петипа уже не в первый раз. Так, с 2017 года балет «Пахита» в его постановке идет в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
Надо сказать, что и питерская, и воронежская постановки Юрия Смекалова – вовсе не реконструкция спектакля, который шел в Петербурге в конце ХIХ – начале XX века.

– Сюжет в старой постановке был построен на конфронтации испанцев и французов. Актуальная для середины XIX века история, на мой взгляд, сегодня не так интересна. Поэтому я поставил «Пахиту» с новым либретто по новелле Сервантеса «Цыганочка», – пояснил сам хореограф.
Знаменитое Grand Pas, которое представляет собой парад классического танца, вошло в спектакль в приближенном к историческому оригиналу виде – его на основе сохранившихся записей спектакля начала ХХ века восстановил балетмейстер Юрий Бурлака.

Музыкальная партитура «Пахиты» построена в основном на музыке Эдуарда Дельдевеза, Людвига Минкуса и Рикардо Дриго (в авторской редакции Юрия Смекалова). Grand pas собрано из сочинений балетных композиторов XIX века: Адольфа Адана, Жана-Мадлена Шнейцхоффера, Рикардо Дриго и Цезаря Пуни.
Над оркестровым сопровождением спектакля работают маэстро Воронежского театра оперы и балета Алексей Василенко и Тимур Абсалутинов.

Юрий Смекалов подчеркивает, что его «Пахита» – дань уважения балетному шедевру Мариуса Петипа. Неудивительно, что хореография и художественное оформление спектакля отсылает зрителей к стилистике спектаклей золотого века русской классики.
Например, вместо экспериментов и высоких технологий зритель видит незамысловатые старинные сценические приемы: декорации-кипарисы не ездят по сцене – их вручную переносят артисты. Они же забавно изображают коня: два танцора набрасывают на себя облачение животного и скачут галопом.

Испанские страсти
Постановка переносит зрителей в знойную Испанию. В прологе зритель видит, как проникнувшие в дом знатных и богатых испанцев цыгане крадут сундук с драгоценностями и новорожденную девочку.
В первом действии она уже юная красавица, которая на городской площади Мадрида танцует вместе с другими цыганками. Пресьоса (Пахита) покоряет сердца мужчин грацией, благородством манер, танцами и пением.

В девушку влюбляется молодой дворянин и офицер Андрес. Чтобы получить возможность жениться на возлюбленной, молодой человек должен пройти двухлетнее испытание: прожить в цыганском таборе. За это время Пахита должна проверить его чувства. Влюбленный кабальеро меняет офицерский мундир на цыганскую одежду и уходит с табором, где учится обычаям кочевого народа.
В финале спектакля Пахита встречается со своими кровными родителями, выясняется, что она – вовсе не цыганка, а благородная девушка из знатной семьи. Заканчивается балет свадьбой девушки и ее возлюбленного.

Более 200 костюмов
Художественное оформление балета отсылает к эпохе романтизма в искусстве. Сценографию «Пахиты» создал художник-постановщик Андрей Севбо. Он воссоздал яркие картины знойной цветущей Испании. Отдельного восхищения заслуживают сценические костюмы артистов, над которыми работала художник Елена Зайцева.

Всего для воронежского спектакля было пошито больше 200 костюмов. Среди них – как аристократические (костюмы благородных дам и кабальеро), так и колоритные цыганские. Для пошива последних были использованы ткани ярких и сочных цветов – красные, оранжевые, терракотовые, желтые. Платья благородных дам созданы в стиле ампир.
Артисты и дети
В спектакле «Пахита» заняты два состава артистов театра оперы и балета. Роль Пахиты исполняют Диана Кустурова и заслуженная артистка Воронежской области Марта Луцко. В роли Андреса – заслуженные артисты Воронежской области Иван Негробов и Михаил Ветров.

Также в спектакле заняты Максим Данилов, Мария Стец, Юмико Накагава, Тагир Мустафаев, Ацунори Ота.
Наряду с профессиональными артистами, в «Пахите» танцуют более 20 воспитанников Воронежского хореографического училища. Восемь пар девочек и мальчиков исполняют мазурку и четыре пары – полонез.
Как призналась преподаватель Воронежского хореографического училища Дина Болотова, репетиции у мальчиков и девочек начались с начала октября. Перед сдачей спектакля юные танцоры проводили в театре оперы и балета каждый день, с утра до позднего вечера. Кстати, самому младшему танцору – всего 11 лет.

– Балет «Пахита» впервые ставится на сцене Воронежского театра оперы и балета. Для наших воспитанников большая честь – участвовать в этой постановке. Они принимают участие во всех сценических репетициях. Наши ребята с удовольствием наблюдают, как работают взрослые артисты, учатся, набираются опыта, – поделилась Дина Болотова.

На вопрос журналистов, с какими сложностями столкнулись дети, педагог отметила, что юным танцорам сложнее всего давалась мазурка. Это сложный и ответственный танец.
– Техника ног там достаточно сложная, помимо этого, нужно подать манеру. Кроме того, ребята танцуют в несколько пар, поэтому им важно сохранять рисунки, линии, синхронность, занимать всю сцену, – добавила Дина Болотова.
Честная работа
Создатели балета «Пахита» уверены, что этот красивый спектакль, наполненный незримыми ароматами весенних и летних цветов, станет идеальным вариантом для романтических свиданий. Юрий Смекалов надеется, что постановка привлечет в театр молодых зрителей. По мнению хореографа, зацепить их можно только честной работой.

– Если артисты, художники, музыканты делают свою работу честно, то любой человек к этому подключится. Мы не пытаемся поразить молодежь современными технологиями, искусственным интеллектом – мы просто хотим сделать честный, красочный, красивый, эмоциональный спектакль, в котором каждая роль – это проживание. Это единственный путь к сердцу любого зрителя, – уверен Юрий Смекалов.


