2024-12-02

В воронежском Новом театре представили спектакль «Пушкин в кедах»

В воронежском Новом театре представили спектакль «Пушкин в кедах»
Новый театр продолжает сражаться за сердца своей любимой аудитории – подростков. С октября на сцене театра шли закрытые показы премьерного спектакля «Пушкин в кедах» (12+). А с начала ноября спектакль вошел в репертуар театра.

«Пушкин в кедах» – это фантазия на тему «Евгения Онегина»: история о современных школьниках, в жизни которых повторяется сюжет пушкинского романа. Драматургу и команде Нового театра удалось создать захватывающий спектакль, в котором нет ни капли занудства.

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Женя Марков (Роман Лютиков) – подросток, который то и дело пропускает уроки литературы. Учительница-«русичка» давно хотела бы увидеть его на уроке, но парень мечтает быть популярным блогером и ради новых подписчиков снимает «хайповые» видео.

Как-то раз парень вместе с одноклассниками Таней (Олеся Галицына) и «качком» Вовой (Никита Шершнев), вдохновившись загадочной историей о Пушкине, рассказанной учительницей литературы, решает провести спиритический сеанс и вызвать дух поэта. Все – ради новых подписчиков.

Сразу после этого в жизни Жени появился незнакомец Саня (Антон Веклич) – парень с пышной копной кучерявых волос и красными бакенбардами, поразительно похожий на поэта. Саня – отчисленный студент филфака, который знает наизусть всего «Евгения Онегина». Для Жени и его одноклассников он станет другом и наставником, который поможет найти выход из самых запутанных ситуаций. Сопровождать его будет безмолвная няня (Мария Фролова).

Сюжет спектакля строится вокруг взаимоотношений Тани, Жени и Вовы, чем-то напоминающих пушкинских героев Татьяну Ларину, Евгения Онегина и Владимира Ленского. Но здесь зрители видят классический любовный треугольник. Таня, как и пушкинская Татьяна, влюблена в Женю и мечтает ему понравиться. Но тот, получив любовное письмо Тани, даже не думает его прочесть. А встретившись с девочкой, по своей глупости ставит ее в неудобное положение. За честь девушки вступается друг детства Тани – боксер Вова и назначает ее обидчику «стрелку» – дуэль…

УРОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

При всей внешней харизме подросток Женя одинок – его не понимают ни одноклассники, ни даже мама (Мария Конотоп). Она настолько много работает за ноутбуком, что утратила связь с реальностью и как будто находится во сне. За это Женя называет свою маму зомби.

По словам Романа Лютикова, его герой – обделенный вниманием подросток, который через блогерство страстно желает завладеть вниманием людей.

– Женя на самом деле очень одинокий человек, который сам себе вредит. Страстно пытаясь завладеть вниманием других людей, он отталкивает их от себя. Это не просто яркий мальчик-блогер, а человек, у которого не все хорошо в жизни, – поделился Роман.

«Пушкин в кедах» – спектакль светлый, добрый, полный юмора, а где-то трогающий до слез. Он рекомендуется к просмотру не только школьникам, но и их учителям и родителям.

Никого не оставит равнодушным образ учительницы литературы, блистательно сыгранный актрисой Татьяной Беляевой. С одной стороны, педагог устала от школьной рутины, с другой – переживает за знания своих учеников и пытается их хоть как-то заинтересовать Пушкиным.

Татьяне Беляевой удается погрузить зрителей в атмо­сферу типичной школы, а родители неожиданно почувствуют себя сидящими в классе девятиклассниками. Антураж класса дополняют декорации – на сцене висят фрагменты исписанной мелом школьной доски.

ЧЕЛЛЕНДЖ ДЛЯ ДРАМАТУРГА

Спектакль является частью драматургической лаборатории проекта «Опять тоска, опять любовь», который поддержал Российский фонд культуры. Она проходила в Новом театре в мае 2024 года. В проекте приняли участие воронежские подростки.

– Мы отобрали на конкурсной основе ребят, которые в ходе лаборатории фантазировали на тему «Евгения Онегина» – делились своими мыслями, чувствами, впечатлениями от произведения. Мы хотели создать спектакль про современных подростков, в основу которого ляжет пушкинский роман в стихах. Итогом лаборатории стал показ, который представлял собой эскиз на тему «Евгения Онегина», – поделилась актриса и руководитель спецпроектов «Нового театра» Мария Конотоп.

Специально на лабораторию в Воронеж приехала молодой московский драматург Екатерина Тимофеева. Она слушала размышления подростков о «Евгении Онегине» и вдохновлялась ими. По итогу в рекордно короткие сроки – всего за месяц – автор написала пьесу «Пушкин в кедах». По ней режиссер Нового театра Виктория Шаламова и поставила спектакль.

– На написание пьесы у меня был жесткий дедлайн. Было тяжело, потому что были и условия, которые ограничивали меня как автора. К тому же задача написать пьесу на тему «Евгения Онегина» в Год Пушкина для меня стала челленджем, вызовом. Нужно было сделать это небанально, нескучно и не нравоучительно – а это очень сложно. Я пыталась сделать так, чтобы это была история о вечных темах, понятных подросткам и взрослым, – поделилась Екатерина.

Драматург подчеркивает, что «Пушкин в кедах» не основан ни на «Евгении Онегине», ни на биографии поэта.

– У меня не было цели повторить роман в стихах Пушкина, я придумала свою историю, – пояснила Екатерина.

ЧЕСТНЫЙ ДИАЛОГ

Режиссер спектакля «Пушкин в кедах» Виктория Шаламова также подчеркивает, что это фантазия на тему Пушкина.

– Да, здесь звучат отрывки из «Евгения Онегина», отрывки из его стихотворений. Но тем не менее это не Пушкин. Это подростковая рефлексия на тему Пушкина и его героев, – рассказала режиссер.

Она также добавила, что спектакль «Пушкин в кедах» получился ироничным. В то же время в процессе его создания команде театра удалось найти ключ к подростковому мышлению.

– Для нас было важно найти правильную интонацию – чтобы это была не насмешка, а честный диалог. При работе над спектаклем мы использовали вставные музыкальные формы на стихи Пушкина, которые в определенный момент отражают чувства наших героев. Это музыкальный «крик души» подростка, – рассказала Виктория.

Актер Нового театра Антон Веклич, играющий роль Пушкина, отметил, что его персонаж пытается помочь главным героям – Жене, Тане, Вове.

– Но подростки есть подростки, они никого не слушают. Им нужно через собственный опыт получить знания о конфликтах и любви. Примерить образ Пушкина – это здорово. Такой шанс выпадает нечасто. Нам очень помогла биография Пушкина, потому что сам он был довольно эксцентричным человеком, который участвовал в огромном количестве дуэлей. Эту особенность Пушкина нам удалось использовать в спектакле, – поделился Антон.