Атмосферный музыкальный спектакль с историческим лейтмотивом «Цыганский барон, или Дождь из крови» (строго для зрителей старше 18 лет) поставили в Никитинском театре Воронежа. Премьеру показали 16 декабря, второй премьерный показ намечен на 21-е.
Переосмысливал время 1951 года и его влияние на формирование современной жизни режиссер из Санкт-Петербурга Николай Русский (предпочитает, чтобы его называли Коля Русский. – Прим. авт.). В ролях – Борис Алексеев, Марина Демьяненко, Мария Соловей и Михаил Агапов. Хореограф проекта – Анна Донченко, музыкальный руководитель – Ирина Алексеева.
Действие в спектакле разворачивается в сталинское время, а затем – в современное. По сюжету – рабочий оборонного завода по пути в цех сталкивается с цыганкой, та так его испугала, что у молодого человека случается сердечный приступ. Но дело не в цыганке и не в ее словах и действиях: главным героем движет страх, ведь ему показалось, будто под ярким платком скрывается не гадалка, а сам вождь – Иосиф Сталин.
– Спектакль поставлен по готовому произведению, в его основе – рассказ Коли Русского. Договоренность о том, что Коля будет ставить по своему произведению, была изначально. Он уже приезжал в Воронеж на первый фестиваль негосударственных театров «Центр» со спектаклем «Снег любви» по его же произведению. Именно такого проекта, его авторского, мне и не хватало в театре, – рассказал художественный руководитель Никитинского театра, исполнитель главной роли в спектакле «Цыганский барон, или Дождь из крови» Борис Алексеев.
В этом спектакле будто нет персонажей, и в то же время они есть. Повествование ведется не в привычном для нас диалоге, а от лица рассказчиков. Но их судьбы переплетаются, их страхи сгущаются, их жизнь напоминает жалкое существование в ожидании дождя от случайно пророненного слова.
Из декораций – только стул, микрофон и ширма, из-за которой то и дело появляется советский и российский писатель-сатирик Виктор Коклюшкин, его роль исполняет Михаил Агапов. Роль, впрочем, как и само появление талантливого драматурга и сценариста в спектакле, не сразу понятна зрителю, и, возможно, это одна из самых трудных загадок для многих, но выбрось эту деталь из постановки – она наверняка не будет смотреться столь эффектно. Сценография от Юлии Заставы, режиссерская «хватка» Коли Русского и ошеломляющий драйв, с которым артисты подошли к решению актерской задачи, действительно впечатляют, но сильное звено в виде юмористической «врезки», а именно юмором и известен, прежде всего, Коклюшкин, становится здесь ключевым.
Спектакль-мистификация, спектакль с запахом психоделики и даже спектакль-пародия – в самом хорошем смысле – с претензией на историческую достоверность не может быть рассказан иначе. Это сегодня ситуация, доведенная до абсурда, вызывает улыбку, но так ли было всегда? Возможно, именно грань между реальностью и фантазией должен нащупать зритель, а ответственность за это – на персонаже Агапова.
Такая странная, но крайне актуальная история, хотя и не похожая на то, что шло в театре до этого, возникла на сцене Никитинского театра весьма своевременно, уверен худрук Борис Алексеев. Любопытно, но премьера спектакля состоялась накануне дня рождения Иосифа Виссарионовича (он родился 18 декабря 1878 года. – Прим. авт.).
– Текст произведения разложен на музыкальные фрагменты, и такое масштабное музыкальное наполнение спектакля – режиссерское решение, – объяснил Борис Алексеев. – Для меня, как для артиста, это творческие поиски, возможность попробовать себя в новой роли. Это история про деформацию человека, деформацию личности, про то, как внешний фактор влияет на наше сознание, меняет его, а также о том, как прошлое воздействует на день сегодняшний.
Минус спектакля – его хронометраж.
Временной разрыв обозначается антрактом, и истории «до» и «после» несут каждая свою идею, но в спектакле, и без того интригующем сюжетной линией и выводящем зрителя из зоны комфорта, он кажется лишним. Конечно, такое режиссерское решение можно объяснить желанием развести сталинское время и наше. Можно думать, что «пауза» сделана для того, чтобы публика передохнула от сложной визуализации и смирилась с невозможностью моментально осознать то, что творится на сцене. Можно предполагать, что и артисты устают рассказывать эту эмоционально мощную историю на протяжении полутора часов без перерыва. Но искусство субъективно.
Это сложная, странная, но красиво поставленная история, которую хочется пересматривать. Пересматривать в поисках смыслов.
Справка «Горкома36»
Коля Русский – выпускник Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге. До театра занимался журналистикой, имеет степень по филологии. Решением экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит 2016» отмечен специальным призом «За режиссерский дебют»: в 2014 году создал эскиз по рассказу Владимира Сорокина «Волны», вошедший в спектакль «Три текста про войну». Неоднократный участник «Маски Плюс», проводимой в рамках «Золотой Маски».