2024-10-10

В воронежском краеведческом музее показывают бальные наряды

«Русский бал»; так называется выставка, составленная из копийных экспонатов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и открывшаяся на днях в «родственном» ему учреждении Воронежа – областном краеведческом музее.

«Русский бал»; так называется выставка, составленная из копийных экспонатов Государственного музея истории Санкт-Петербурга и открывшаяся на днях в «родственном» ему учреждении Воронежа – областном краеведческом музее. В основе экспозиции – коллекция колоритных исторических фотографий; аннотации к ним воспроизводят мемуары участников двух костюмированных придворных балов, проведенных в Северной столице.

По императорскому велению

Балы, устроенные в так называемом русском стиле (согласно тогдашней моде на подлинность и аутентичность) – «а-ля рюс» – датируются 1883 и 1903 годами. Первый из этих великосветских праздников проходил 25 января во дворце великого князя Владимира Александровича (в настоящее время – Дом ученых). И оказался одним из самых ярких событий зимы 1883-го; на торжестве присутствовали 250 представителей аристократии. Костюмы для них – роскошные! – шились строго по аналогам образцов XVII века.

Главными гостями того резонансного бала были Александр III и императрица Мария Федоровна – императорская чета. Фотопортреты участников выполнялись по личному распоряжению императора высококвалифицированными фотографами К.И. Бергамаско и С.Л. Левицким, работавшими на Министерство двора.

Уникальность снимков, выставленных нынче в Воронеже (46 единиц) в том, что до 2015 года они не публиковались даже частично. Несмотря на то что многие из представленных раритетов не имеют аналогов даже в музейных собраниях Санкт-Петербурга.

Бояре, а мы к вам пришли!

Второй бал, 1903 года, устраивался по распоряжению императрицы Александры Федоровны. Он состоялся трижды: в Зимнем дворце и во Дворце графа Шереметева. Знаменит тем, что оказался последним придворным балом в истории Российской империи. Для него заказывались костюмы в мастерских дирекции императорских театров, часть нарядов (для императорской четы) взяли из собрания Оружейной палаты Московского кремля.

31_1.jpg

Вещи были настолько красивы и эффектны, что Александра Федоровна распорядилась сделать фотоальбом «по мотивам» этого исторического маскарада, желая запечатлеть документально бальную «одежку» и персонажей, ее презентовавших.

В настоящее время подлинные костюмы хранятся в Государственном Эрмитаже, ГИМе, музее истории Санкт-Петербурга. Однако достаточно полное представление о них можно составить, посетив выставку в краеведческом. В частности, гости, пришедшие на открытие – восьмиклассники воронежской школы №35 – с интересом наблюдали двух героев бала «во плоти»: сотрудники музея Юлия Аксенова и Денис Перехожих «вышли в люди» в костюмах русской боярышни и сокольничего.

Царское это дело

Подробную экскурсию по выставке провел для собравшихся заместитель директора музея по научной работе Александр Кулешов. Рассказав о характерных одеяниях участников балов, он остановился на особых экспонатах – показал, в частности, костюм гетмана Мазепы, в который в 1903 году облачался Министр Императорского двора, генерал-адъютант барон Владимир Борисович Фредерикс. С не меньшим любопытством рассматривали посетители помпезные одеяния монаршей четы; костюм царя Алексея Михайловича примерил на себя император Николай II, а императрица Александра Федоровна предстала в образе царицы Марии Ильиничны.

Привлекли внимание ребят и интерактивные предложения. Одна игра, приглашавшая к подиуму с дверцами-картинками, «проверяла» желающих на знание бального этикета. Вернее, танцев, которые исполнялись участниками балов: на дверце – изображение какого-либо «па». Какого – надо угадать; правильный ответ – за той самой дверцей. Откроешь – и прочтешь нужную информацию: менуэт ты наблюдал, танго или, скажем, мазурку…

Второй интерактив – стенд-схема «Табель о рангах» – рассекречивает особенности сложной системы парковки карет, прибывавших на балы в Зимний дворец. Оказывается, и во времена оны «пристроить» транспортное средство в людном месте было не так-то просто: каждый гость бала, согласно регалии, должен был подъезжать к подъезду, предназначенному для конкретного класса чиновников.

Любоваться на затейливые одеяния российской знати можно еще долго: проработает «Русский бал» по 15 января 2017 года.

Оксана МИШИНА
Фото автора

Тем временем

Заведующая отделом Санкт-Петербургского исторического музея Людмила Рыжковская, приезжавшая на открытие выставки, подарила воронежским коллегам альбом-каталог под названием «Грохочет бал, сияет бал…» – иллюстрированный фолиант, описывающий светские увеселения в Петербурге XVIII - начала XX веков.

Справка

В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 1,3 миллиона экспонатов, отражающих историю города на Неве с момента его основания до наших дней. Центром музея является Петропавловская крепость – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков. Доминанта архитектурного ансамбля – Петропавловский собор – один из символов Санкт-Петербурга, усыпальница Императорского дома Романовых. В исторических зданиях Петропавловской крепости расположены экспозиции и временные выставки музея.

Музей объединяет несколько филиалов: особняк Румянцева на Английской набережной, музей-квартиру А.А.Блока, музей С.М.Кирова, монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, музей печати, музей петербургского авангарда (дом Матюшина) и Шлиссельбургскую крепость Орешек.