В Камерном театре премьера – на малой сцене спектакль “Афродита”. Поставила приглашённый режиссёр Елена Невежина по одноимённому рассказу Андрея Платонова и его письмам к жене.
По репликам актеров сразу угадывается Платонов, даже если вы не читали рассказа. Однако “Афродита” Невежиной лишена грубого мужского слога, истинного платоновского, там нет машинных голосов и веры в кооперацию, силу духа и советскую власть. “Афродита” Невежиной – такая же нежная, как и ее фамилия. Она все ещё сохраняет платоновскую витальность, жизнеспособность несмотря ни на что, но создаёт уже не только чувствительного героя-мужчину, но и мягкую героиню-женщину. Феминного в постановке Невежиной очень много. Платоновская женщина-богиня и спасительница у режиссёра достигает апогея: Афродита – и беззаботная в цветочном платье, и умудренная опытом в ватной куртке, и неземная в белой простыне. Она переворачивает милитаристский мужской мир, позволяя мужчине стать маленьким.
Теперь главное – у Невежиной три Назара Фомина и три Натальи Владимировны. Назара играют Вячеслав Моргунов, Андрей Новиков и Георгий Яковлев, Наталью (Афродиту) – Яна Кузина, Людмила Гуськова, Марина Погорельцева. Герои становятся собирательными энергиями – Masculin, feminin, как обозначил бы Годар. Каждая ткань в одежде и в ногах актеров так же дышит интимностью и сексуальностью, как и сами герои, часто вздыхающие и много танцующие. Женщины становятся сильными соблазнительницами, мужчины много плачут и трясутся от переживаний. Невежина попыталась оставить актёров с полутеневой эмоцией, с отличающимися чувствами, чтобы каждый Назар и каждая Афродита были немножко разными. Однако девушки остались больше похожи друг на друга, чем мужчины. Наверное, это становится заметно по подаче голоса, которая у мужчин-актеров сильно отличается. Актрисы же больше аккумулируют женское начало во что-то одно.
Невежина работала с новой для себя труппой, и её влияние на актеров заметно в их сильной пластичности. В спектакле все плавают и парят, ходят на носочках и много дышат. Скоро оторвутся и взлетят. Удерживают и сдавливают их – пожар, уход Афродиты к другому, война и, наконец, потеря любимой среди русского народа. Пластика есть не только в движениях актёров, но и в мизансценах – спектакль сделан динамично, но без склеек, как будто смотришь фильм, снятый одним кадром.
Одномоментно происходит очень многое: на авансцене в виде деревянных досок, похожих на полуразрушенный дом, движется одно. На балконе, немного выше, другое. На лестнице, приклеивающей балкон и дом, третье. Мы следим глазами за этюдами сразу в нескольких плоскостях, что и создаёт динамику. Хотя по сути в тексте Платонова одна лирика и элегичность. Невежина делает перипетии через бег, взлёты, падения и договаривание, повторение реплик актёрами друг за другом.
Влияние Невежиной на труппу заметно, однако актеры, давно работающие с Михаилом Бычковым, не смогли, кажется, выйти за рамки привычных амплуа. Худрук Камерного создал свой костяк артистов, играющих так, как нужно ему. Поэтому в легком и милом спектакле Невежиной Андрей Новиков играл так же, как в “Игроках” или “Дяде Ване” – харизматично, по-маяковски бравируя своей речью, протягивая рычащие звуки. Молодые же артисты, в этом году пришедшие в Камерный, – Яковлев и Погорельцева, смотрятся свежо и наивно, как и хочется видеть Назара и Афродиту.
Всем режиссерским решениям сильно созвучны сценография и костюмы. За это отвечал художник Дмитрий Разумов. Он уже делал в Камерном спектакль “Осенний марафон” и тогда отличился деталями с телефонами, очками, уютными маленькими комнатками. Сейчас же в “Афродите” тоже куча подробностей. Деревянная сцена – это островок домашнего тепла и одновременно недогоревший остаток мира на земле. А мягкие ткани внутри него, в которых тонут, танцуя, герои, – это прах и зола. Среди них Назар находит свои детские воспоминания: маленькие безделицы – вещественные доказательства памяти и чего-то теплого. Ещё деталь – костюмы Афродиты постоянно сменяются, актрисам за считанные минуты успевают даже накладывать грим – мы отслеживаем, как меняется женщина – от богини к человеку и обратно.
На сцене Камерного камерная постановка: ласковая и одновременно эротичная, без манифестаций и претензий на глубокий анализ. Она уютная. Она пацифистская. Она о сохранении “любимых существ”. Она вовремя? Она вовремя.