2024-04-23

В воронежском драмтеатре разгорелась настоящая семейная ссора по Вырыпаеву

Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» вернулся на драматическую сцену спустя три года.

Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» вернулся на драматическую сцену спустя три года. 

Показанный впервые в рамках проекта «С.И.Т.О.» (Современное исследование театральных объектов) в 2016 году, он вошел в репертуар только сейчас – после того, как уладили все нюансы, связанные с юридическими правами на пьесу.

Тогда постановка, сыгранная в фойе театра, произвела настоящий фурор, а потому художественный руководитель театра Владимир Петров и режиссер Никита Рак мечтали, чтобы еще больше зрителей имели возможность на нее сходить. И это случилось.

Уже на Малой сцене. Волновались – как адаптировать историю к новой площадке, но оказалось, что ни декорации, ни костюмы героев, ни то, где происходят события, не имеет абсолютно никакого значения. Эта история может «жить» в любом виде.

Зритель застает Барбару (Алевтина Чернявская) и Вернера (Евгений Баханов) в пять часов утра за выяснением отношений. На их лицах – застывшая маска непонимания, на стене – оцепеневшие часы, которые никак не сдвинутся с места. В голосах героев – холодный скрежет. Они ругаются уже семь часов подряд, чтобы достигнуть положительного результата.

– В любом возрасте мужчине стоит огромного труда пытаться говорить, а женщине – пытаться слушать. Вся эта история – конфликт разума и чувств, – рассказывает актер Евгений Баханов.

Никита Рак, перемещая спектакль из фойе театра на Малую сцену, решил сохранить его камерность. Зрителей в зале немного, они как будто подглядывают за соседями. Барбара и Вернер то «крушат» все на своем пути, в надежде друг друга безжалостно растоптать, то устало и спокойно присаживаются рядышком, вдруг осознав весь абсурд случившегося: семь лет под одним одеялом — и ни одного откровенного разговора.

Вся сценография – в световом оформлении. Где бы актеры ни были, их все время разделяет «солнечная линия». Декорациями служат и зрительские кресла в противоположном «крыле» зала, которые Барбара и Вернер поднимают и опускают, ходят по ним и ударяют их. Вероятно, если вспомнить, что действие в пьесе происходит на кухне, героям стоило бы выпускать злость, ударив кулаком по столу или стене. Но все иносказательно, и когда Барбара спускается сверху вниз по креслам, она старается подавить в Вернере оставшееся желание сопротивляться: что ни ступенька – то аргумент.

– Барбара разделяет Вернера на две половины: одну она безоговорочно принимает и любит, а вторую ненавидит. И ей бы очень хотелось, чтобы он перешагнул эту «солнечную линию», оставив все плохое и неугодное за чертой. Они не сразу понимают, что проблема не в этом, а в том, что за семь лет жизни вместе они так и не познакомились, – рассказывает Алевтина Чернявская.

Это привело к тому, что они разучились выражать чувства, любить. А потому порой актеры похожи на пластмассовых кукол, которые способны только на механические действия, а их голоса ассоциируются у зрителя с плохим переводом иностранного фильма на русский язык. Но эта неприглядная на первый взгляд неуклюжесть в какой-то момент почему-то становится очень притягательной. Да, не во всех сценах мы узнаем себя. Да, в жизни мы так не ругаемся. Так возникает конфликт между делом и словом. И именно это несовпадение не дает нам покоя, позволяя размышлять. Ну, и не ради ли этого все создавалось?

Любопытна режиссерская находка – замена двух сцен с драками на музыкальные фрагменты, напомнившие чем-то рэп-баттл. Актеры просто зачитывали текст под музыку, а зритель сам рисовал картинку: «Вернер бросается на Барбару и тащит ее к дверям кухни. Барбара падает на пол, и Вернер буквально тащит ее как куклу, волочит ее по полу», «В этот момент Барбара дает ему здоровенную пощечину».

Иван Вырыпаев называет свое произведение комедией, текст узнаваем, а потому местами юмористичен. К примеру, фраза Вернера «Да зачем мне твоя метафора, Барбара, в пять часов утра?», сопровожденная к тому же крепким словцом (к слову, мат из пьесы Вырыпаева режиссер не выбросил, артисты его «запикали» беззвучным бормотанием, и тут мнения разделились – кому-то это понравилось, а кому-то нет), сразу же выдает положение вещей. Женщина – чувства, мужчина – разум, и как разрешить это вечное противостояние без любви?

А ощущение, что они друг друга «недолюбили», остается даже после спектакля. Зритель видит их абсолютно разные жизненные цели, ничем не прикрытый эгоизм и даже жадность. Но нежности, ласки, любви в этом как будто и нет. Но Барбара и Вернер семь лет были друг к другу невнимательны и холодны, словно находились в «спячке». Выходит, спала и их любовь. Впервые за семичасовую ссору они оттаивают именно в тот момент, когда обзывают(!) друг друга последними словами, потому что именно в этом моменте впервые теплится реальная надежда на положительный результат.

– Если бы не было любви, они бы давно разошлись по своим комнатам и завершили разговор, он стал бы для них бессмысленным, – говорит Евгений Баханов.

В этой словесной перепалке «на выживание» мужчина уступает, и тогда оцепеневшие часы делают ход вперед. 5:01. Барбара и Вернер выбрались из заколдованного круга, эта «солнечная линия» исчезла, а новой они не намерены допускать.

– Тема семьи – очень важная, она объединяет нас и касается абсолютно всех. В конце этой истории мужчина уступает, и он совершенно прав. Я всегда на стороне женщин, хотя аргументы Вернера для меня более логичны и сбалансированны, – смеется Никита Рак. – Мужчина наконец-то закончил этот бесконечный разговор. Этот спектакль может произвести терапевтический эффект, каждый из этой истории вынесет свое, но все же это не школа и не тренинг по семейным отношениям.

Посмотреть и составить свое мнение о спектакле вы можете уже 23 февраля. После премьеры "Солнечной линии", которая состоялась 9 февраля, были раскуплены почти все билеты на второй показ спектакля. В связи с повышенным зрительским спросом спектакль будет сыгран дополнительно. Билеты уже в продаже.

Фото предоставлено драмтеатром

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ