В воронежском драмтеатре разгорелась настоящая семейная ссора по Вырыпаеву

12.02.2019, 09:17

Спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» вернулся на драматическую сцену спустя три года. 

Показанный впервые в рамках проекта «С.И.Т.О.» (Современное исследование театральных объектов) в 2016 году, он вошел в репертуар только сейчас – после того, как уладили все нюансы, связанные с юридическими правами на пьесу.

Тогда постановка, сыгранная в фойе театра, произвела настоящий фурор, а потому художественный руководитель театра Владимир Петров и режиссер Никита Рак мечтали, чтобы еще больше зрителей имели возможность на нее сходить. И это случилось.

Уже на Малой сцене. Волновались – как адаптировать историю к новой площадке, но оказалось, что ни декорации, ни костюмы героев, ни то, где происходят события, не имеет абсолютно никакого значения. Эта история может «жить» в любом виде.

Зритель застает Барбару (Алевтина Чернявская) и Вернера (Евгений Баханов) в пять часов утра за выяснением отношений. На их лицах – застывшая маска непонимания, на стене – оцепеневшие часы, которые никак не сдвинутся с места. В голосах героев – холодный скрежет. Они ругаются уже семь часов подряд, чтобы достигнуть положительного результата.

– В любом возрасте мужчине стоит огромного труда пытаться говорить, а женщине – пытаться слушать. Вся эта история – конфликт разума и чувств, – рассказывает актер Евгений Баханов.

Никита Рак, перемещая спектакль из фойе театра на Малую сцену, решил сохранить его камерность. Зрителей в зале немного, они как будто подглядывают за соседями. Барбара и Вернер то «крушат» все на своем пути, в надежде друг друга безжалостно растоптать, то устало и спокойно присаживаются рядышком, вдруг осознав весь абсурд случившегося: семь лет под одним одеялом — и ни одного откровенного разговора.

Вся сценография – в световом оформлении. Где бы актеры ни были, их все время разделяет «солнечная линия». Декорациями служат и зрительские кресла в противоположном «крыле» зала, которые Барбара и Вернер поднимают и опускают, ходят по ним и ударяют их. Вероятно, если вспомнить, что действие в пьесе происходит на кухне, героям стоило бы выпускать злость, ударив кулаком по столу или стене. Но все иносказательно, и когда Барбара спускается сверху вниз по креслам, она старается подавить в Вернере оставшееся желание сопротивляться: что ни ступенька – то аргумент.

– Барбара разделяет Вернера на две половины: одну она безоговорочно принимает и любит, а вторую ненавидит. И ей бы очень хотелось, чтобы он перешагнул эту «солнечную линию», оставив все плохое и неугодное за чертой. Они не сразу понимают, что проблема не в этом, а в том, что за семь лет жизни вместе они так и не познакомились, – рассказывает Алевтина Чернявская.

Это привело к тому, что они разучились выражать чувства, любить. А потому порой актеры похожи на пластмассовых кукол, которые способны только на механические действия, а их голоса ассоциируются у зрителя с плохим переводом иностранного фильма на русский язык. Но эта неприглядная на первый взгляд неуклюжесть в какой-то момент почему-то становится очень притягательной. Да, не во всех сценах мы узнаем себя. Да, в жизни мы так не ругаемся. Так возникает конфликт между делом и словом. И именно это несовпадение не дает нам покоя, позволяя размышлять. Ну, и не ради ли этого все создавалось?

Любопытна режиссерская находка – замена двух сцен с драками на музыкальные фрагменты, напомнившие чем-то рэп-баттл. Актеры просто зачитывали текст под музыку, а зритель сам рисовал картинку: «Вернер бросается на Барбару и тащит ее к дверям кухни. Барбара падает на пол, и Вернер буквально тащит ее как куклу, волочит ее по полу», «В этот момент Барбара дает ему здоровенную пощечину».

Иван Вырыпаев называет свое произведение комедией, текст узнаваем, а потому местами юмористичен. К примеру, фраза Вернера «Да зачем мне твоя метафора, Барбара, в пять часов утра?», сопровожденная к тому же крепким словцом (к слову, мат из пьесы Вырыпаева режиссер не выбросил, артисты его «запикали» беззвучным бормотанием, и тут мнения разделились – кому-то это понравилось, а кому-то нет), сразу же выдает положение вещей. Женщина – чувства, мужчина – разум, и как разрешить это вечное противостояние без любви?

А ощущение, что они друг друга «недолюбили», остается даже после спектакля. Зритель видит их абсолютно разные жизненные цели, ничем не прикрытый эгоизм и даже жадность. Но нежности, ласки, любви в этом как будто и нет. Но Барбара и Вернер семь лет были друг к другу невнимательны и холодны, словно находились в «спячке». Выходит, спала и их любовь. Впервые за семичасовую ссору они оттаивают именно в тот момент, когда обзывают(!) друг друга последними словами, потому что именно в этом моменте впервые теплится реальная надежда на положительный результат.

– Если бы не было любви, они бы давно разошлись по своим комнатам и завершили разговор, он стал бы для них бессмысленным, – говорит Евгений Баханов.

В этой словесной перепалке «на выживание» мужчина уступает, и тогда оцепеневшие часы делают ход вперед. 5:01. Барбара и Вернер выбрались из заколдованного круга, эта «солнечная линия» исчезла, а новой они не намерены допускать.

– Тема семьи – очень важная, она объединяет нас и касается абсолютно всех. В конце этой истории мужчина уступает, и он совершенно прав. Я всегда на стороне женщин, хотя аргументы Вернера для меня более логичны и сбалансированны, – смеется Никита Рак. – Мужчина наконец-то закончил этот бесконечный разговор. Этот спектакль может произвести терапевтический эффект, каждый из этой истории вынесет свое, но все же это не школа и не тренинг по семейным отношениям.

Посмотреть и составить свое мнение о спектакле вы можете уже 23 февраля. После премьеры "Солнечной линии", которая состоялась 9 февраля, были раскуплены почти все билеты на второй показ спектакля. В связи с повышенным зрительским спросом спектакль будет сыгран дополнительно. Билеты уже в продаже.

Фото предоставлено драмтеатром

Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Читайте также:
График отключения в Воронеже в мае горячей воды существенно дополнен (СПИСОК ДОМОВ)
Подробно


Воронежская «Ночь в музее»: необычно о привычном
По всей России 18 мая в 13-й раз прошла акция «Ночь в музее», приуроченная к Международному дню музеев. Приобщиться к искусству мог каждый желающий, и вход во все музеи города и области был свободным. Воронеж в этот раз подготовил впечатляющую программу, и любой мог найти мероприятия по вкусу.
сегодня, 14:22.
В вечер выпускного бала в Воронеже выступит рэпер Тима Белорусских
В концертной афише рэпера Тимы Белорусских появилось упоминание, что 28 июня он выступает в Воронеже. На этот же день в нашем городе назначен общегородской выпускной, который пройдет в «Алых парусах».
сегодня, 06:54.
«Воронежским духовым ассамблеям» официально присвоили имя Валерия Халилова (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Почетным гостем заключительного дня четырехдневного конкурса впервые стала дочь композитора и дирижера Валерия Халилова Мария. Она не только обратилась к воронежцам со словами благодарности за инициативу увековечить память об ее отце, но и привезла бумагу-подлинник о присвоении «Воронежским духовым ассамблеям» имени Валерия Халилова, заверенную его супругой Натальей. Торжественная передача документа в руки организатора конкурса, директора школы искусств №11 им. Носырева Алексея Дорохина состоялась 18 мая на площади Ленина. 

вчера, 11:00.