2024-10-03

В воронежских школах открыли специализированные классы для ребят с инвалидностью

Новый образовательный стандарт (НОС) инклюзивного образования введен во всех регионах России в сентябре текущего года.

Новый образовательный стандарт (НОС) инклюзивного образования введен во всех регионах России в сентябре текущего года. В Воронежской области уже набрали первые классы, в которых обучаются дети с различными отклонениями и ограниченными возможностями здоровья. Специально для них разработаны адаптированные программы обучения.

Есть три пути

Любой ребенок, который имеет проблемы со здоровьем, а также дети с расстройством аутистического спектра (РАС), могут получать знания тремя разными способами – в зависимости от того, какая форма обучения для них наиболее предпочтительна и рекомендована медиками.

Первый способ – обучение в специализированных образовательных учреждениях-интернатах. Их на территории области 23, а обучаются в них почти две тыс. детей. Второй – обучение на дому, в том числе с использованием скайп-конференций. При такой форме работы ребенок может наблюдать, как занимаются дети в общеобразовательных школах, и общаться с ними на переменах. И третий способ, внедрением которого всерьез занялись с начала сентября, – обучение по адаптированным программам в школах совместно с другими детьми. Это и есть требования НОС.

– Надо понимать, что это не просто запрос общества, а насущная потребность. Новый образовательный стандарт только подчеркивает необходимость обеспечить комфортные условия для занятий всем детям независимо от особенностей здоровья, – отметил на недавней пресс-конференции руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

В сентябре своих первых первоклашек, которые уже обучаются в специализированных классах, набрали 107 образовательных учреждений области – практически во всех муниципальных районах и городских округах. Причем отклонения у детей разные – нарушение интеллекта, опорно-двигательной системы, слуха, зрения и т.д. В регионе для них открыто семь специализированных классов, пять из них – в облцентре.

Минусы системы

При введении нового образовательного стандарта в региональном департаменте образования столкнулись с большой проблемой – нехваткой профессиональных кадров, которые могут работать с инклюзией.

– Уметь работать с такими детьми должны не только учителя начальных классов, но и педагоги дополнительного образования, разного рода администраторы и пр. Более 400 человек прошли в этом году курсы повышения квалификации, – подчеркнул руководитель регдепартамента. – Но этих кадров все равно недостаточно.

Всего по адаптированным образовательным программам в регионе обучаются 1300 детей – первоклашек и тех, которые уже находились в школах до введения федерального стандарта. К слову, в специализированных образовательных учреждениях проходят обучение 1930 детей. По предположениям Мосолова, в течение двух-трех лет эти цифры как минимум сравняются. Поэтому вопрос об обеспеченности кадрами уже сегодня стоит ребром. И это отмечают родители, которые воспитывают особенных детей.

Николай Сомов, который растит ребенка-аутиста (имя изменено по просьбе герояавт.), подтверждает – далеко не каждому педагогу дано природой понять тонкую душевную организацию детей с различными формами отклонений. Поэтому допобразование кадрам действительно необходимо.

Впрочем, департамент намерен воспитать собственных специалистов, которые смогут обучать других всем методам и тонкостям работы с особенными детьми. В данный момент, как рассказал Олег Мосолов, готовят трех таких специалистов, но решено подготовить в ближайшей перспективе не менее пяти. Кроме того, будут обучать и так называемых помощников для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Еще одна проблема, с которой столкнулись, – финансирование. Нормативные затраты на одного особенного ребенка в год примерно в 19 раз выше затрат на здорового. А количество детей, нуждающихся в помощи, неуклонно растет. Причем средства требуется вкладывать в дорогостоящее оборудование, которое обеспечит ученику с ограниченными возможностями здоровья комфортное пребывание не только в классе, но и во всей школе.

Оборудование в учреждения закупается в зависимости от того, с какой нозологией приходит ребенок – приобретается специальная электронная аппаратура, которая помогает педагогам вести процесс обучения грамотно и эффективно.

С начала 2016 г., по словам Мосолова, различное специализированное оборудование появилось в 14 школах области. Кстати, насколько качественно произошел отбор оборудования и в соответствии ли с нормами оборудованы санузлы в школах, намерены проверить представители общественного центра «Доступная среда». По словам руководителя организации Александра Попова, у них уже есть опыт установки такого оборудования в высших и средних специальных учреждениях города.

Родительские страхи

Несмотря на то, что в регионе активно начали работу по развитию инклюзивного образования, не все родители этим довольны.

– В нашем регионе сложилась уникальная ситуация с обучением детей с аутизмом. Большое спасибо за это нужно сказать воронежским общественным организациям, мощному фонду «Выход», который пришел к нам, и губернатору. Но для других особенных детей в Воронежской области инклюзивного образования просто нет, – заявила председатель общественной организации «Искра Надежды» Татьяна Поветкина. – Позиция школ такова: «У нас дети без диагнозов», там не хотят обучать детей по адаптированным программам, закрывают на это глаза.

К тому же и родители здоровых детей опасаются, что в классе с их ребенком будут учиться такие дети. Иногда это приводит к конфликтам. Но, по словам Олега Мосолова, они всегда решаются внутри – чиновник о подобных противоречиях в образовательных заведениях области знает, но жалобы от родителей на его имя еще ни разу не поступали.

С внедрением инклюзивного образования в Воронежской области действительно возникает немало вопросов. Насколько оно доступно? Кто будет заниматься с особенным ребенком? Как к нему станут относиться одноклассники? Но все же – точно такие же вопросы стояли еще буквально несколько лет назад перед родителями детей с РАС, а сегодня наш регион стал одним из лидеров по решению проблемы социализации аутистов. Так, может, говорить о том, что в школах не хотят обучать по адаптированным программам – преждевременно?

Кстати

Для создания комфортных условий для обучения в школах детей с инвалидностью только в рамках программы «Доступная среда» с начала 2016 г. было потрачено 170 млн руб.

Нормативные затраты в год на одного ребенка

В школе

На здорового – 31 тыс. руб.

С РАС – 612 тыс. руб.

В детском саду

На здорового – 35 тыс. руб.

С РАС – 262 тыс. руб.