2024-12-25

В воронежских поликлиниках начались реформы. Как они сказались на пациентах?

В августе прошлого года на базе четырех городских поликлиник – 1-й, 3-й, 4-й и 7-й – стартовал проект облдепартамента здравоохранения «Моя поликлиника», который призван повысить качество и доступность помощи в первичном звене.

На мартовском госсовете по стратегическому развитию и приоритетным проектам Владимир Путин отметил главные проблемы в организации медицинской помощи россиянам, которые требуют срочного решения. Это нехватка врачей, очереди, сложности с записью к нужному специалисту, время обследования, хамство в регистратурах. Воронежские преобразования в работе поликлиник «сработали на опережение» и начались еще прошлым летом.

На очередном оперативном совещании в областном правительстве о них рассказал руководитель департамента здравоохранения Александр Щукин. Корреспонденты «Берега», в свою очередь, побывали в поликлиниках Воронежа и выяснили, заметили ли горожане начавшиеся преобразования.

Новые отношения

В августе прошлого года на базе четырех городских поликлиник – 1-й, 3-й, 4-й и 7-й – стартовал проект облдепартамента здравоохранения «Моя поликлиника», который призван повысить качество и доступность помощи в первичном звене. Но главное –изменить привычную – патерналистскую – модель отношений между врачом и пациентом. «Теперь мы должны сделать их партнерами», – пояснил руководитель областного департамента здравоохранения Александр Щукин.

Проект начался с полномасштабного опроса воронежцев.

Самыми слабыми местами в первичном звене воронежцы еще летом назвали работу регистратуры и весь информационный доступ к возможностям полиса ОМС через родную поликлинику, а также очереди, экспресс-пребывание на приеме у участкового врача, медицинскую помощь на дому.

Модель для сборки

Поликлиника №4, улица Лизюкова, 11 утра.

В холле, который всегда был здесь многолюдным, теперь просторно. Возле регистратуры – никаких очередей. В поликлинике открыт колл-центр, сотрудник которого сразу же ориентирует пациента по всем этажам, в зависимости от нужной помощи. Здесь же дежурный врач без предварительной записи осматривает пациентов, которым потребовалась срочная медицинская помощь. Поэтому в очередях у кабинетов врачей общей практики – один-два «плановых» пациента.

На каждом этаже работает сестринский пост. Здесь можно записаться на прием ко всем узким специалистам и в своей поликлинике, и в других лечебных учреждениях. А также получить справки, прививочные сертификаты, выписки из амбулаторных карт, направление на анализы, диспансеризацию, проф­осмотр – все то, на что прежде уходило полдня при визите к своему участковому. Рядом – манипуляционный кабинет, где пациент проходит предварительный осмотр.

– Только сейчас выдала молодому человеку справку для военкомата. Раньше он бы ждал своей очереди в регистратуре, а потом у кабинета врача. Теперь это дело нескольких минут, – рассказывает на посту медсестра Юлия Курьянова.

– В процессе реорганизации мы выяснили, что почти треть пациентов, записавшихся на прием к врачу, во врачебной помощи не нуждались и все необходимое получили именно на сестринском посту. В результате у участкового терапевта стало гораздо больше времени на каждого пациента, – объясняет главный врач поликлиники Сергей Бредихин.

– За эти полгода здесь все изменилось. Я часто бываю в поликлинике. Теперь не надо просиживать часами у кабинета. Вот, видите – «в очереди» я одна. А на приеме у врача мы сможем подробно обсудить мое состояние и варианты лечения. Но главное, теперь заходишь в поликлинику – и тебя тут же «подхватывает» медперсонал и помогает правильно сориентироваться. Раньше такого не было, – признается у кабинета врача общей практики Людмила Захарова.

Работу участкового врача также значительно разгрузила мобильная бригада, которая выезжает к пациентам на все неотложные случаи. Врач общей практики потом придет сюда же, но уже для более подробного осмотра пациента.

– Надо отдать должное самим воронежцам – проект «Моя поликлиника» заработал благодаря их конкретным предложениям. Да, это хорошо реализуется в таких крупных поликлиниках. Например, с каждым врачом общей практики должно работать две медсестры. Все вместе они загружены рутинной работой вокруг одного пациента. Измерить давление, температуру, сделать ЭКГ – и на все это уходит время отдельного врачебного приема. А другие пациенты сидят в очереди. Мы решили этих медсестер задействовать более рацио­нально. Создали сестринский пост на шесть-восемь участков, где проходит вся доврачебная подготовка. Все это колоссальный труд длиною в полгода. Появившийся опыт теперь будем внедрять в остальных поликлиниках региона. Конечно, везде одинаково не получится, потому что есть совсем маленькие поликлиники, есть очень сложные участки, и там совсем другие возможности.Финансовых ресурсов на такую реорганизацию у нас пока нет, – пояснил руководитель областного департамента здравоохранения Александр Щукин.

По оценке руководителя облздрава, выезд патронажной службы на дом к пожилому или тяжело больному человеку, а также пост дежурного врача и медсестер уже сейчас можно внедрять повсеместно. Даже на самых сложных амбулаторных участках – в «Шиловской» амбулатории, в 22-й поликлинике в Масловке, в 5-й детской и 11-й взрослой поликлиниках Железнодорожного района.

«Стало еще сложнее»

Врачебная амбулатория городской поликлиники №7, поселок Тенистый. 5 вечера.

На столе в маленьком холле по старинке разложены журналы самозаписи к участковым терапевтам и врачам общей практики. Раздевалка уже закрыта, и люди в очереди к врачу держат в руках куртки и пальто. Очередь действительно есть – девять человек, хотя в листе самозаписи прием расписан по минутам. В самой амбулатории не хватает трех врачей. И очень тяжело попасть на прием к узкому специалисту в головной поликлинике – утверждают пациенты.

– Наша поликлиника вошла в новый проект, но мы никаких реформ на себе пока не ощутили. Как было невозможно попасть к узкому специалисту – так и осталось. Я уже больше месяца пытаюсь обойти всех врачей, потому что для получения инвалидности поджимают сроки медико-социальной экспертизы. Буду проходить платно, – делится своими проблемами очередник Антон Орищенко.

– Единственное улучшение, которое мы отметили – теперь нет предварительной записи и очередей на утренний забор крови. Все остальное стало еще сложнее. С моим хроническим заболеванием я должна регулярно наблюдаться у кардиолога и эндокринолога. Раньше после всех анализов я получала направление к ним у своего терапевта. Теперь – только в регистратуре. А здесь талоны к узким специалистам теперь выдаются раз в неделю по четвергам. Я пришла в 7.30 – у регистратуры уже очередь. Люди ее занимают с 6.30, и к кардиологу на всех – три талона. Но по состоянию здоровья я не могу так долго выстаивать. В результате три недели подряд талончик к кардиологу мне не доставался. Мой терапевт мне говорит: «У вас же есть родственники? Вот пусть они и стоят с шести утра!» Да, у меня два сына, но они работают. Только после похода к заведующей амбулаторией мне достался наконец талончик. Через месяц мытарств. А на УЗИ щитовидной железы добиваюсь талона уже три недели. «Это стоит 300 руб., недорого. Так что можете и платно сделать, чтоб не ждать», – сказала мне в очередной раз мой терапевт. Но ведь это несложная процедура, делается в нашей же поликлинике. А я живу на пенсию, – рассказывает Надежда Петрова.

- В пилотный проект «Моя поликлиника» вошел пока только главный корпус поликлиники №7, а изменения во врачебных амбулаториях, в т.ч. в поселке Тенистом, - дело ближайшего года-двух. Нужны и время, и ресурсы, но улучшения обязательно будут, и пациенты их заметят – говорит главный врач городской поликлиники №7 Алексей Разворотнев.

Лучше меньше, да лучше?

8-я городская поликлиника, улица Чапаева, 9.30 утра.

Маленькая поликлиника в пилотный проект не вошла. Но возле окошка регистратора стоят всего два человека. Еще по два – в очереди на прием и шесть – в процедурный кабинет. В поликлинике работают четыре хирурга, три невролога, по два ЛОР-врача, уролога, кардиолога, эндокринолога, есть свой онколог. На прием к ним можно попасть сразу или в считанные дни.

– Возможно, нам проще как раз потому, что поликлиника небольшая, всего 43 тыс. прикрепленного населения, а кадры – старейшие, – поясняет главврач Людмила Просветова.

Сами пациенты говорят о сложностях с диагностическими обследованиями, потому что в поликлинике не хватает оборудования. Или из-за наплыва «организованных» старшеклассников бывает вдруг сложно сделать флюорографию. Или – в поликлинике есть даже дерматовенеролог, а пациентку послали к нему на платный прием.

– Не знаю почему, но сказали, что попасть можно только платно. 280 руб. – не так уж дорого, и я согласилась, – говорит, не называя себя, пациентка у окошка платных услуг.

Людмила Просветова пояснила «Берегу», что в поликлинике работает дерматолог на четверть ставки и только по платным услугам, так как в штатном расписании эта должность не предусмотрена. А если бесплатно – то напрямую в областной профильный диспансер.

Ольга БРЕНЕР
Фото Сергея ГУБАНОВА

В ТЕМУ

Работа в новом режиме по модели четырех пилотных поликлиник запустится во всех поликлиниках Воронежской области до конца 2018 года. Конечно, масштаб реформ 4-й поликлиники будет доступен не всем. Что-то предстоит перенять только частично. Например, в маленькой 8-й поликлинике уже в этом году должен заработать сестринский пост, где будет вестись запись к узким специалистам, выдаваться справки, направления на обследования, минуя прием к участковому терапевту.

А пока об отношении воронежцев к своим поликлиникам по месту жительства можно судить по разнообразию частных клиник и диагностических центров, которые не пустуют. И если б они не пользовались спросом, то и не процветали бы – за счет средств рядовых и совсем не богатых воронежцев.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья НЕХАЕНКО, заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области:

– Есть узкие специалисты, к которым пациент может записаться самостоятельно через электронную регистратуру. Но есть такие, которые принимают только по направлению врача общей практики. В любом случае, если в поликлинике нужного специалиста нет, то участковый врач обязан направить пациента на прием в областной диагностический центр или в поликлинику ОКБ №1, где предусмотрены квоты для каждой поликлиники. И эти квоты для пациентов их поликлиниками до конца не используются. То есть люди гораздо чаще приходят сюда сами, на платный прием, чем их посылают участковые врачи. Это неправильно. Любая срочная и плановая помощь, предусмотренная полисом ОМС, должна быть оказана пациенту бесплатно. Сроки ожидания плановой помощи не должны превышать один месяц. Даже если у поликлиники нет такой возможности, она обязана заключить договор с другим лечебным учреждением и направить туда пациента. Тот же принцип – и с направлением на все виды обследований. Если врач предлагает пациенту пройти эти обследования платно, надо сразу обращаться к главному врачу или напрямую в департамент здравоохранения.