2024-04-25

В воронежских образовательных организациях усилят профилактику суицидального поведения у подростков

В воронежских образовательных организациях усилят профилактику суицидального поведения у подростков
Управление образования и молодежной политики Воронежа совместно с «Центром развития образования и молодежных проектов» провело 14 апреля семинар «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних», собрав специалистов Воронежа, Липецка и Московской области.

Управление образования и молодежной политики Воронежа совместно с «Центром развития образования и молодежных проектов» провело 14 апреля семинар «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних», собрав специалистов Воронежа, Липецка и Московской области.

Устаревшая профилактика

Руководитель отдела сопровождения педагогов-психологов АНО ДПО «Воронежский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» Артур Джакобия рассказал о видах девиантного поведения подростков и профилактических рекомендациях родителям. По его словам, часто причиной девиантного поведения детей является следствие взаимоотношений родителей. Капризами и двойками в школе подростки нередко просто хотят помирить маму с папой, которые решили расстаться, к примеру. Такие ситуации возможно выявить уже на первичной консультации, поэтому эксперт предлагает родителям в следующий раз прийти вдвоем, чтобы попробовать обсудить их межличностный конфликт.

Артур Джакобия уверен, что существующая профилактика девиантного поведения устаревает, поэтому следует обращаться к разнообразным инновационным методам, позволяющим влиять на проблему, а также, по его мнению, важно грамотно преподносить информацию о таких негативных явлениях как алкоголизм и наркомания.

– Запугивание и уговаривание давно не работают. Не стоит говорить детям, что употребление – это плохо, лучше говорить, что ЗОЖ – это хорошо, – уверен Джакобия.

Воронежский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки несколько лет назад решил приглашать в школы людей, прошедших через химическую зависимость, но в организации «Анонимные наркоманы» ему отказали. Люди, для которых теперь трезвая жизнь в приоритете, не хотят быть в глазах школьников успешным пособием по реабилитации от зависимости, потому что так бывает не всегда, есть множество историй с печальным концом.

– После разговора с представителями организации «Анонимные наркоманы» я задумался и понял, что в нашем подходе действительно могла оказаться скрытая пропаганда. Это была неудачная идея, зато мы стали взаимодействовать с «Анонимными наркоманами» на уровне школьных педагогов и психологов, – заметил Артур Джакобия.

Не молчи, а говори

Докладчик – психолог БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Елена Чуйкова – обратилась к теме буллинга как форме проявления детской и подростковой агрессии, отметив, что нередко, когда дети не могут «убежать» от проявления буллинга, они выбирают суицид в качестве возможности прекратить травлю. Но это – не выход, потому что всегда есть люди, готовые помочь ребятам справиться со сложностями. По данным исследований, которые привела Чуйкова, 63% подростков (из 1057 опрошенных) готовы рассказать о проблеме родителям, если столкнутся с таковой. И всего 0,5% респондентов сказали о намерении заявить в полицию.

Елена Чуйкова считает, что любая ситуация проявления буллинга требует индивидуальной работы, но, пожалуй, гораздо труднее понять, как вести себя тем родителям, ребенок которых оказался буллером (тот, кто травит). Если травит ваш ребенок, говорит Чуйкова, не наказывайте его и не обвиняйте, это «убьет» доверие между вами, однако пускать на самотек тоже нельзя. Эксперт как один из действенных способов обсуждения проблемы предлагает разговор на равных.

Начальник отдела социально-психологических практик и сопровождения ТПМПК «Центр развития образования и молодежных проектов» Любовь Шахова отметила, что чаще всего ей приходится работать с ребятами 12-15 лет. Основную причину, почему происходят детские и подростковые суициды, а также буллинг, специалист видит в слабом институте семьи и пристрастиях к пагубным привычкам.

В центре работают по методике «Сигнал» – это психологическая экспресс-диагностика высокого суицидального риска. С января по март у Шаховой было 17 обращений, из которых в 5 случаях диагностировано истинное суицидальное поведение (дети лечатся в психиатрических отделениях), еще у 5 детей установлено демонстративно-шантажное поведение, еще 7 – с самоповреждениями, хотя изначально запрос, с которым обратились, звучал как просто «повышенная тревожность».

Поддерживать и разговаривать

На семинаре своим опытом поделились директор ГБУ Центра «СемьЯ» Оксана Драганова из Липецка и педагог-психолог МБОУ СОШ № 1 Сергиева Посада Марина Власова. Оксана Драганова уверена, что начинать любую профилактику необходимо с нормативной базы, чтобы каждый педагог и родитель мог воспользоваться прописанными там рекомендациями.

Марина Власова в своей школе разработала комплексный подход в теме профилактики буллинга и суицидального поведения среди несовершеннолетних. С 1 по 4 класс, когда дети только учатся понимать и взаимодействовать с миром, классные руководители проводят с ними занятия «Познай себя», где можно научиться как выражать, так и контролировать свои эмоции, понимать и лучше узнавать своих одноклассников. В 5-м классе, когда начинается более серьезная учеба с большим объемом домашних заданий, школьникам, по словам Власовой, тоже нужно помочь. В их школе проводятся занятия «Учись учиться», где прорабатываются вопросы по снижению уровня тревожности. В 6-м классе вводится программа «Этика общения», с 7-го класса – «Конфликтология». С девятиклассниками обсуждают вопросы профессионального самоопределения, а с десятого  и уроки по половому просвещению.

Марина Власова говорит, что классные руководители стали ее помощниками, да и родители стали внимательнее относиться к эмоциональному состоянию детей. Для учителей эксперт проводит семинары, а также разработала для них карту наблюдений, в которой напротив наблюдаемой позиции педагоги ставят галочку – был ребенок грустен или весел и пр. Подобные маркеры в динамике могут помочь в работе. Для родителей Марина Власова создала родительские клубы и «Семейную гостиную».

Фото предоставлено организаторами

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ