2024-07-25

В Воронеже запустили образовательную программу для женщин, имеющих детей и готовых «поднимать» экономику

В Воронеже запустили образовательную программу для женщин, имеющих детей и готовых «поднимать» экономику
Ставшая ежегодной программа «Мама-предприниматель» ждет своих новых участниц: с 4 по 12 сентября бизнес-коучи познакомят их с основами бизнес-процессов и помогут разработать идеи с перспективой выхода на прибыль. Седьмую образовательную программу для женщин с детьми анонсировали в Доме журналистов во вторник, 15 августа.

Впрочем, «Мама-предприниматель» – не только возможность для тех, кто мечтает открыть свое дело, узнать, как это сделать, но и фактор, влияющий на развитие экономического потенциала региона. Какого бизнеса не хватает Воронежу и области? И почему поддержка в 100 тыс. руб., которую гарантируют маме-победительнице акселератора, на первый взгляд кажущаяся символической – весьма хорошие деньги для старта? Вопросы задавала наша редакция.

Помочь прийти к успеху

Цель федерального проекта «Мама-предприниматель» – помочь женщинам с детьми успешно реализовать свои бизнес-идеи, причем отсутствие предпринимательского опыта абсолютно не помеха. Программа разработана так, чтобы дать женщинам базовые знания для успешного старта. За годы существования проект подарил Воронежу несколько успешных предпринимателей. К примеру, Екатерину Дорофееву – маму троих детей, автора бренда «Мама-коза».

Екатерина занимается изготовлением молочных продуктов – от сметаны до сыра и вареников. Когда она пришла на проект, у нее было лишь 20 коз и огромное желание кормить людей натурпродуктом, а сейчас даже крупные столичные сети стоят в очереди, ожидая поставки. Поголовье скота увеличено до 109 коз, дающих молоко, плюс еще 60 молодняка.

Еще одна победительница Элина Кругликова – мама троих мальчиков – открыла свое ателье «Эль-КА» по пошиву спортивной и концертной одежды. В числе ее заказчиков – ребята, занимающиеся спортивной акробатикой и фигурным катанием, которые уже на соревнованиях разного уровня «берут» золотые медали. А изготовитель сувениров Елена Канапухина, хоть и не ставшая победительницей проекта, известна, пожалуй, каждому воронежцу. Она автор легендарного бренда «Наглецы из Воронежа». Изготовив мужу футболку с фразой, которую произнес комментатор футбольного матча с «Факелом», она в тот же день получила несколько десятков заказов, а через пару дней их количество исчислялось чуть ли не тысячей.

Предприниматели, говоря о пользе программы «Мама-предприниматель», отмечают, что проигравших в ней не бывает. У каждой остаются структурированные знания, которые со временем либо приводят в должный вид имеющуюся идею, либо здорово ложатся на новую.

Чтобы в этот раз стать участником конкурса, надо зарегистрироваться на сайте
мамапредприниматель.рф до 24 августа, заполнить анкету и описать свой бизнес-проект. Отборочная комиссия выберет 35 самых интересных заявок.

Осваивают «мужское» дело

– Ряд стратегических документов РФ регламентирует проведение мероприятий, направленных на поддержку женщин как руководителей, предпринимателей, матерей, но до конца 2022 года это была довольно разрозненная информация. Теперь утверждена национальная стратегия действий в интересах женщин, и она сформулировала основные постулаты, которыми руководствуются региональные власти в направлениях по поддержке женщин, – пояснила заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Ольга Яковлева.

Предпринимателей женщин в Воронеже, как доложила вице-мэр г.Воронежа Людмила Бородина, всего 30%, с учетом зарегистрированных самозанятых чуть больше – около 40%. Налоговая служба проанализировала направления их деятельности за последние годы, и статистика преподнесла пару поводов для удивления. Так, всегда считалось, что женщин-предпринимателей больше всего в бьюти-сфере, но эта позиция оказалась только в середине списка.

– Самой популярной у женщин оказалась деятельность в сфере маркетинга и рекламы, сдача в аренду квартир, репетиторство. И только после этого – оказание парик­махерских услуг и прочих услуг красоты. Затем идет создание собственной продукции, дизайн интерьеров и пошив одежды, – рассказала Людмила Бородина. – Тем не менее, традиционно мужские профессии тоже не остались без женского внимания. Они занимаются ремонтом автомобилей и бытовой техники, перевозкой пассажиров, металлообработкой, перевозкой грузов и автоэвакуацией.

Наибольший доход женщины получают, работая в сфере консультирования по вопросам здоровья, программирования, строительства и проектирования, технического обслуживания и бухгалтерии. Кстати, одна из победительниц проекта «Мама-предприниматель» занимается изготовлением мебели. До декретного отпуска и во время него Екатерина Чернова успела на себе прочувствовать тонкости разных профессий – бухгалтера, парикмахера, инженера производственно-технического отдела, швеи, но нашла себя в профессии столяра. Сейчас у нее собственная мастерская.

Какой бизнес нужен

И хотя для развития экономического потенциала Воронежскому региону необходим любой бизнес, приносящий доход – в первую очередь в гос­казну, можно выделить те его ниши, которые являются относительно свободными и в которых область весьма нуждается.

– Есть ниши освобожденные, потому что от нас ушло достаточно большое число раскрученных брендов. Это все, что касается легкой промышленности, одежды, обуви, тканей, украшений, сумок. И это тренд. Уже, по информации, приведенной налоговой службой, на 35% больше стало российских предприятий, занимающихся легкой промышленностью, это направление развивается, – говорит Ольга Яковлева. – Второй тренд – это креативные индустрии, ему следуют уже 26 регионов, в том числе и Воронеж. Это направление тоже будет активно поддерживаться нами.

Директор АНО «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области» Андрей Демидов видит пробелы в области косметологии, что также связано с причиной, обозначенной представителем департамента. Он сообщил, что на воронежский рынок за последний год вышли заметные предприниматели, занимающиеся изготовлением шампуней и средствами для татуажа. Екатерина Дорофеева озадачена кризисом сферы переработки качественных продуктов в сельском хозяйстве (по ее оценкам, отрасль освоена в регионе только на 5%). Словом, если держишь корову, мало торговать молоком, если свинью – мясом, ведь можно заполнить прилавки магазинов домашним сыром и пельменями.

– Нехватка ощущается также в зоопсихологии, сферах экологического просвещения, утилизации отходов, производстве вин и туристического сувенира, а также по направлениям, связанным с безнадзорными животными, – добавила Людмила Бородина.

На проекте особенно ждут именно «дефицитных» бизнес-идей. При этом организаторы призывают не бояться, а действовать, ведь тренды меняются очень быстро, и надо успеть занять свое место под солнцем. А приз в сто тысяч станет неплохим стимулом. Победительницы прошлых лет уверяют, что, когда у тебя нет ничего, это огромные деньги. Ведь вся философия «Мамы-предпринимателя» не в том, чтобы дать рыбу, а в том, чтобы вручить удочку.