В воронежском Доме актера показали преемственность поколений в творчестве. Здесь эскизы известного театрального художника Алексея Голода соседствуют с живописью его дочери Алины. Спустя 20 лет после смерти отца девушка открыла их общую выставку.
Алексей Голод – выдающийся сценограф, работавший художником в Воронежском государственном академическом театре драмы им. А. Кольцова с 1986 по 1999 год и максимально раскрывшийся в творческом тандеме с режиссером и худруком театра Анатолием Ивановым. Всего за 13 лет творческой жизни (Голод умер в московской клинике во время операции на сердце – прим. авт.) он оформил более 50 спектаклей в России и за рубежом.
Здесь можно увидеть эскизы к спектаклям «Избранник судьбы», «Коварство и любовь», «Соперники», «Самоубийца» и другим. Алексей Голод успел реализовать проекты, работая также с Александром Латушко в ТЮЗе и худруком Камерного театра Михаилом Бычковым.
– Выставка посвящена моему мужу Алексею Голоду, чудесному художнику и человеку. 20 лет кажется большим сроком, но это время пролетело очень быстро. Живы еще те люди, которые видели его спектакли, которые работали с ним. В их душах Алексей оставил теплый след и как человек, и художник, – рассказала вдова Алексея Голода, актриса драмтеатра Наталия Мирандола.
Именно она и предложила дочери сделать такую совместную выставку. Все работы, представленные в Доме актера, хранились у семьи дома. Но это, по словам Наталии, лишь десятая часть того, что было сделано мужем. Многие труды Алексея Голода были потеряны во время переезда театра на сцену Концертного зала, ведь тогда из-за того, что в распоряжении артистов была лишь маленькая сцена, масштабные спектакли не играли.
– К сожалению, произведения театральных художников недолговечны. Эскизы костюмов остаются в пошивочных цехах, декораций – в техцентрах. Алеша относился к своей работе легко, поэтому не коллекционировал свои эскизы и макеты. Выходит, что работы театрального художника живут столько, сколько существует спектакль. На выставке мы представляем только ту небольшую часть творчества, которая у нас сохранилась, – продолжает Наталия Мирандола. – И хотя это искусство недолговечно, художник все-таки живет в записях спектаклей, фотографиях, но самое главное – в памяти людей.
И это искренне так, ведь на выставку Алексея Голода и его дочери (ей была посвящена вторая часть встречи) пришли десятки неравнодушных людей. Теплые слова выразил художественный руководитель Воронежского государственного академического театра драмы им. А. Кольцова Владимир Петров.
– К сожалению, я не знал Алексея Голода лично, – начал Петров. – Но я точно знаю, что художник очень важен для режиссера. И то, что я наблюдаю в работах Алексея, говорит о том, что у этого человека широкая художественная манера. Он умел сотрудничать с режиссером эффективно. Когда есть яркая индивидуальность, которая привносит в спектакль какую-то ноту, возникает сценография, в которой хочется жить и творить. Уверен, что иметь такого художника в своем театре было за счастье.
Владимир Петров отметил значимость такой выставки для театра и посетовал, что она открывается не в стенах Кольцовского, а в Доме актера. Своего выставочного пространства у драмтеатра нет.
– Я рад, что столько людей помнят об этом художнике, и уверен, что это – воздействие его искусства, – добавил худрук.
О своем опыте сотрудничества с Алексеем Голодом рассказал художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. На драматической сцене они вместе воплотили спектакль «Коварство и любовь» по Шиллеру.
– Мы сделали один совместный проект с Алексеем, но наши отношения выходили далеко за эти рамки. Алексей не просто имел творческую фантазию, а был мастером своего дела, который мог применить совершенно разную стилистику в зависимости от творческой задачи и выбранного взгляда на ту или иную пьесу, – сказал Бычков.
Театральные коллеги художника тоже взяли слово, вспомнив самые непростые годы для театра. Тогда денег на декорации выделялось катастрофически мало, и Голод умел сделать без преувеличения потрясающие воображение зрителя вещи практически из ничего.
– В 90-х годах, когда мы перешли с исторической сцены в Концертный зал, мы играли свои спектакли на маленькой сцене. В то время мы ставили «Театральный романс» по пьесе Алексея Толстого, и требовалось большое пространство. И как я была поражена, когда Алексей сумел из маленькой сцены сделать большую, глубокую, – вспоминает заслуженная артистка России Татьяна Егорова. – Очень мне запомнилась люстра. Она была элипсообразной, но из зала смотрелась круглой. И, видимо, знание каких-то подобных секретов, фокусов и помогло раздвинуть пространство. Он умел сделать из ничего какое-то великолепие. Все декорации в этом спектакле – это крашеная марля. Но это были и облака, и паутина… Вот эта образность в работе Алексея восхищает меня до сих пор.
Заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников исполнил песню под гитару.
Когда слова о рано ушедшем выдающемся театральном художнике были сказаны, собравшиеся стали поздравлять Алину Голод с открытием первой персональной выставки.
Алина Голод отца не помнит, ей был всего месяц, когда его не стало, но она уверена, что он обязательно поддержал бы ее в занятиях живописью. Она знает его только по фотографиям и творчеству, в котором он раскрывался и которому себя посвящал. Сама Алина пока не знает, станет ли работать в театре художником, но с театром, конечно же, неразрывно связана ее жизнь – все детство там. Да и творчество – среди 24 Алининых работ, представленных на выставке, три – это драматический театр. Правда, уже его современное здание, а не то, где довелось работать отцу.
– Не исключаю, что буду работать в театре. С ним связано мое детство, и я его люблю. Но пока не определилась окончательно. Мне нравится все, не могу выбрать. Художник должен быть разносторонним, и выбирать, наверное, должен не он, а чувства – к чему тянет в данный момент? – объясняет Алина. – Пейзажи, например, ценны своей мимолетностью, натюрморты «выверенностью», они ставятся и несут в себе глубокий смысл, портреты – передачей в них человеческого характера.
Выставка эта стала и грустной, и радостной для всех, кто ее посетил. Вспоминали талантливейшего театрального художника, получившего должность главного спустя лишь пару лет после института и ушедшего от нас молодым, с ноткой печали в голосе, но искренне поздравляли Алину с ее первой персональной выставкой. Символично, что два творческих человека, отец и дочь, объединились в творчестве в Год театра.
Познакомиться с выставкой работ семьи Голод можно будет до 24 мая в Доме актера.
В тему
В Областном художественном музее им. И.Н. Крамского можно увидеть работы другого главного художника воронежской драмы Нины Гапоновой, она занимала этот пост до 1989 года. Среди 50 ее работ (а всего в дар музею в 2013 году Нина Гапонова передала 150 своих эскизов) – и сказочные замки к спектаклям для юных зрителей, и мрачные фигуры на афишах для постановок трагедий.
Нина Гапонова – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, ученица народного артиста СССР Николая Акимова и известного художника Татьяны Бруни. Она работала во многих театрах СССР, России, за рубежом. В драмтеатре Воронежа реализовала себя в тесном сотрудничестве с Глебом Дроздовым. Посмотреть выставку «Маленький мир в картинной раме. Нина Гапонова» в музее им. И.Н. Крамского можно будет до 26 мая (экспозиция работает на третьем этаже музея).