Да, уютный камерный зал Дома композиторов в двухэтажном особнячке по улице Карла Маркса давно известен у воронежцев как особая интеллектуальная площадка города. Здесь произведения мировой музыкальной классики не только звучат, но сопровождаются историей их появления, рассказом о судьбах авторов. И каждая такая история тоже становится отдельным произведением.
Незабываемый вечер
Вот и на этот раз презентация книги профессора Воронежского государственного педагогического университета и государственной академии искусств Ларисы Вахтель в итоге стала незабываемым вечером и камерным концертом с участием воронежских музыкантов, артистов и гостей города. Сама Лариса Викторовна, а также солисты Воронежского государственного театра оперы и балета Александра Добролюбова и Михаил Лобас, член Союза композиторов России, автор духовных произведений церковный регент Дмитрий Ушаков, певица и хормейстер, заслуженная артистка России Любовь Концова, доцент Донецкой академии музыки Елена Симонова подарили собравшимся незабываемый вечер.
Вся история воронежской музыки
В самой же книге впервые представлена история воронежской композиторской организации – от становления в первые десятилетия советской власти до нынешних дней. Что особенно важно для музыковедов и историков – результатом скрупулезной работы Ларисы Вахтель в архивах стало изменение даты основания воронежского союза. Здесь же представлена история музыкально-педагогического образования, раскрываются особенности музыкальной культуры Центрального Черноземья, рассказывается о деятельности областной композиторской организации в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено насыщенной хронике музыкальных событий Воронежа с 2011 по 2024 годы – местному ренессансу в этой сфере. В общем, элегантный фолиант с клавишами и нотами на обложке издательства «Кварта» может украсить дом не только профессионального музыканта и музыковеда, но каждого, кто неравнодушен к музыкальной истории Воронежской области. Книга, составленная как строгая академическая антология, на самом деле открывает страницы в волшебный мир музыки, в судьбы воронежских композиторов и музыковедов.
Поэтому и собрались здесь в этот вечер люди разных возрастов и профессий. И уникальный в регионе камерный зал с двумя роялями Дома композиторов снова был переполнен.
«О композиторах надо все время говорить!»
– У меня спрашивают: зачем вы занялись такой книгой, кому она нужна? И я даже не знаю, что ответить. Я просто посчитала необходимым сделать книгу, воплотив в нее весь опыт исследователей, которые раньше собирали информацию по истории воронежских композиторов. А на вопрос «Зачем книга?» ответила, сама того не ведая, методист нашей городской библиотеки искусств им. Пушкина Надежда Красикова. Это было в марте, когда я получила только сигнальный экземпляр с правками и пометками – и Надежда Павловна предложила: «Давайте сделаем презентацию книги. Вы же понимаете, что о композиторах надо все время говорить!» Этой своею фразой – «о композиторах надо все время говорить» – она и выразила главную цель моей работы над книгой, – поделилась Лариса Вахтель.
Точка отсчета
А поводом для работы и вообще, чтобы засесть в архивы, стала прежняя дата образования воронежского отделения Союза композиторов – 1938 год. Именно от этой даты раньше отсчитывалась история и юбилеи официальной деятельности союза. Но Лариса Вахтель засомневалась. А потом углубилась в документы Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области и обнаружила, что Центрально-Черноземное отделение Союза композиторов СССР было учреждено в 1933 году. Там же, в архиве, была обнаружена заметка в «Коммуне» от 6 февраля 1933-го, в которой сообщается об этом событии. Этому предшествовало постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» – по сути призыв к созданию творческих союзов в разных городах молодой советской страны. Первым председателем воронежского отделения стал Григорий Сметанин. Тамбовчанин, он в 1918 году окончил Саратовскую консерваторию по классу композиции, участвовал в создании народной консерватории в Козлове, нынешнем Мичуринске, затем работал хормейстером тамбовского Пролеткульта. В 1924 году из числа своих учеников Григорий Александрович создал музыкальный кружок, а в 1930 году провел в Воронеже первую конференцию композиторов Центрально-Черноземной области. Это и стало началом объединения композиторов Воронежа и Тамбова и зарождения воронежского союза композиторов – одного из первых в советской России.
Новое звучание
Впервые произведения местных композиторов начали звучать с 1935 года – сначала артисты Воронежского радиокомитета и симфонического оркестра на сцене Молодого театра исполнили оперу Сметанина «Гирей-хан», затем 1 января 1936 года ярким новогодним праздником для воронежцев стал большой концерт местных музыкантов в Доме Красной Армии. И только в 1939 году, после выхода Тамбовской области из состава Центрально-Черноземной воронежскую организацию советского Союза композиторов возглавил Константин Массалитинов. С этого года и до последних дней своей жизни в 1979 году Константин Ираклиевич был бессменным – и беспримерным – руководителем воронежских композиторов. «Русский самородок», «личность исторического масштаба», «подвижник русской культуры» – так называли его современники Константин Паустовский, Владислав Казенин, Владимир Беляев и многие другие. Затем – череда новых председателей.
Для будущих поколений
– Ведь до революции музыкального академического искусства, профессиональной композиторской деятельности в Воронежской губернии не было вообще – только народное творчество. Профессиональная жизнь в этой сфере начала зарождаться у нас только в 20-х годах ХХ века. О воронежских композиторах и о нашей организации написано много статей, но это все куда-то «разлеталось», а вот единого – системного исследования о самой судьбе, об истории воронежских композиторов прежде не было. В этой книге я попыталась всю эту историю собрать воедино и обобщить. Возможно, эта работа поможет будущим поколениям правильно осмыслить все события, которые мы проживаем и сейчас, – прокомментировала корреспонденту редакции Лариса Вахтель.
Эта книга с начала декабря в Воронеже разошлась быстро. Теперь познакомиться с нею можно в городской библиотеке искусств им. Пушкина и в музыкально-нотном отделе областной универсальной научной библиотеки им. Никитина.