Новокузнецкий драматический театр представил на Платоновском фестивале в Воронеже свое прочтение рассказа «Корова», написанного писателем Андреем Платоновым. В привезенном спектакле режиссеры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров обошлись без оригинального текста автора, оставив от него лишь название.
Впрочем, режиссеры представили свой ассоциативный ряд относительно тех переживаний, которые Андрей Платонов описывал в своем рассказе, созданном в 1938 году. Корова появляется в спектакле лишь на экране, а пространство сцены делит между собой актерская семья – Илона Литвиненко, Андрей Ковзель и их сын Владимир Ковзель.
Режиссерская инсценировка такова, что актер Андрей Ковзель читает письма Платонова к жене, сидя спиной к зрительному залу, как бы даже не являясь действующим лицом постановки. Он – лишь голос, который она способна услышать сквозь строчки, бегущие по бумаге, находясь в разлуке с мужем. Илона Литвиненко – центр всей художественной композиции, которую Ангелина Мигранова и Родион Сабиров создают. Но если зрители слышат голос Андрея Ковзеля, Илона его почти лишена: ее выразительным средством становится транслирование внутреннего переживания как реакции на те или иные письма. Владимир, тоже сидя к залу спиной, следит за проекцией видео с коровой, на котором появляются факты об этом животном.
– Эскиз спектакля родился в ходе лаборатории «Электрификация», которая прошла под руководством Александра Вислова. В завершении лаборатории мы просим зрителей проголосовать, стоит ли что-то из показанного оставить в репертуаре театра, и эта работа набрала большее число голосов, – рассказала директор Новокузнецкого драматического театра Валерия Пурпутиди.
Так как лаборатория – это всегда исследование, режиссеры много читали Платонова, разгадывали заложенные им смыслы в каждой строчке и в итоге пришли к выводу, что рассказ «Корова» возник из личной истории писателя, эту линию они и решили передать через письма и мимические возможности актрисы. Все письма Андрея Платонова к жене пропитаны чувством ожидания, болью и утратой, в них автор откровенничает и о своей непростой жизни, и о том, каково это – потерять сына.
Илона и Андрей рассказали, что Владимиру непросто дался спектакля, начиная с того, что часовое сидение на одном месте – не про него, заканчивая тем, что он все время видел, как мама и папа плачут, и ничего не мог с этим сделать: таковы предлагаемые обстоятельства. Мальчику рекомендовали отказаться от участия в постановке, но он не захотел. Родители постарались донести до сына, что это театр, а на сцене – не их семья, а семья из рассказа.
Решенная минималистично, при отсутствии событий и даже движений постановка «Корова» Новокузнецкого драматического театра попадает в зрителя как бы постепенно, когда начинает чуть-по-чуть складываться пазл сценической композиции, разделенный световыми параллелями. Эти две ровные линии, отделяющие Илону от Андрея с одной стороны и от Владимира с другой, намекают на то, что параллели между рассказом «Корова» и жизнью самого Андрея Платонова можно найти, и тогда эти параллели сойдутся.
Спектакль «Корова» вошел в «Платоновскую программу» Платоновского фестиваля. Также в этом году на форуме искусств показали спектакли «Ювенильное море» и «Фро», тоже созданные по текстам Андрея Платонова.
Фото Андрея Парфенова