2024-10-03

В Воронеже с успехом проходят гастроли цирковой программы Гии Эрадзе «Баронеты»

Помимо красивых декораций и шикарных костюмов, расшитых камнями Сваровски и отделанных светодиодными лампочками, программа изобилует прекрасными цирковыми номерами, каждый из которых поставлен как отдельный спектакль.

На прошлой неделе, как уже писал «Горком36», воронежцы уже успели по достоинству оценить все великолепие и королевский размах известного продюсера, ведь не секрет: на творчестве Гия Эрадзе не экономит. Помимо красивых декораций и шикарных костюмов, расшитых камнями Сваровски и отделанных светодиодными лампочками, программа изобилует прекрасными цирковыми номерами, каждый из которых поставлен как отдельный спектакль. Воронежцы будто попадают в сказку, где все блестит, сверкает, переливается...

IMG_6009.jpg

То на манеже появляется яркий красочный балаган, то нежная зимняя феерия в исполнении Татьяны Сидоренко и Николая Исаева (по сверкающему полотну, имитирующему снег, бегают белоснежные лисы, русские борзые, а в финале появляется сказочный олень, усыпанный блестками)... Не менее романтичные номера - "Ангелы", "Белое Антре" и "Женихи-невесты", также выполненные в белых тонах. Воздушные гимнасты поднимаются под купол цирка в светящихся звездах, выписывая сложнейшие трюки, а Татьяна Махортова, стоя на зеркальном шаре, крутит сразу несколько десятков обручей.

Дрессированнные хаски, маламуты и волки Екатерины Кореньковой приводят в восторг не только детвору, но и взрослых. А Юрий Володченков демонстрирует высшую школу верховой езды в номере "Цыганская любовь". В Воронеж Юрий попал впервые, на протяжении восьми лет он вообще работал за рубежом, объездил все лучшие цирки Европы. Когда его лошадь прыгает через скакалку, в зале раздаются бурные аплодисменты. Володченков по праву считается одним из лучших наездников российского цирка - он работает высшую школу вообще без повода. Лошадь подчиняется движениям тела наездника...

Земляки на манеже

Выступают в программе и наши земляки - Екатерина и Алексей Плотниковы. Их динамичный медвежий аттракцион под названием "Цыганский барон" с первых минут поднимает настроение. "Леша - первый мой артист, мы познакомились 17 лет назад во Владивостокском цирке, где я с Гордиенко начинал создавать программу, а он работал униформистом, - рассказал на пресс-конференции Гия Эрадзе. - Он пришел ко мне поработать на три месяца, а остался на долгие годы. Мы вместе начинали строить шоу "Пять континентов". А с Катей мы познакомились в Воронеже... У нас есть хохма по этому поводу - когда-то у нас была гималайская медведица Катя, которая просто обожала ездить на лошади. Только конь Карат - мой самый первый и самый любимый - позволял ей это делать. Я работал с ним 15 лет, но потом, к сожалению, он погиб. Вот Катька ездила на нем все эти 15 лет - это был ее любимый трюк. Когда Карата не стало, мы отдали Катю в зоопарк сочинского санатория "Октябрьский". Я редко отдаю своих животных, обычно они доживают свой век у меня. Но если и отдаю, то только в очень хорошие условия. А в этом санатории, с директором которого я очень дружен, за животными прекрасный уход! Я их всегда навещаю, когда у нас проходят гастроли в Сочи, и они меня узнают - даже спустя годы. Так вот, в аттракционе вместо Кати-медведицы появилась Катя-дрессировщица и по совместительству - жена Леши. Их сыну Мише - пять лет, и он уже заходит к медведям в манеж. Он опилочный ребенок, гастролирует вместе с родителями. И конечно же, родители скоро будут вводить его в аттракцион. А вместо Кати на лошади теперь катается двухлетняя медведица Вита..."

Кстати, самая взрослая медведица Злата - до сих пор настороженно относится к Кате и близко не подпускает. Если Алексею она с удовольствием лижет руки, позволяет целовать себя в нос, то Екатерину подпускает к себе лишь на расстояние вытянутой руки. "Ну что поделать - девочка! Ревнует! Видит в Кате соперницу..., -- понимающе улыбается Алексей Плотников и треплет медведицу за загривок. -- Просто, когда Катя появилась в нашей программе, Злате было уже около года. И она не понимала - что это за новый персонаж. Кто это вообще такая. Но за эти годы они подружились, и сейчас Злата уже не пытается стукнуть Катю лапой..."
IMG_6093.jpg

Подкупила сгущенкой и тортиками

Как выяснилось, чтобы завоевать доверие, Катя все время подкармливала ревнивицу Злату вкусняшками. "Я постоянно таскала ей сладости - сгущенку, конфеты, печенье, мед, тортики... Тем и заслужила доверие", - смеется дрессировщица. Вообще, как рассказали дрессировщики, медведи всеядны. "Единственное чего мы им не даем - мясо, - поведал Алексей. - Рыбу - пожалуйста. Правда, не все ее любят. Барни, к примеру, вообще не ест у нас рыбу. Рома ест, но очень неохотно... Печенька для него вкуснее!"

До знакомства с Алексеем, с медведями Екатерине работать не доводилось. "Я работала на лошадях, па-де-труа на верблюдах... Вообще я мастер спорта по спортивной акробатике, занималась в СДЮШОР №2 - очень известной воронежской акробатической школе, которая славится на всю Россию. - рассказывает Катя. - Так что в программу Гии Эрадзе я пришла акробатом на верблюдах, но, познакомившись с Алексеем, пришлось переквалифицироваться в дрессировщицу медведей.

"На мое удивление Катя довольно быстро - видимо не отдавая себе отчета - решилась на работу с медведями. Поначалу она видимо думала - ах, какие милые животные, не задумываясь о том, что это в первую очередь хищники. Притом очень опасные. У медведя нет мышц, которые отвечают за мимику, поэтому распознать их настроение - очень сложно. Медведь может кинуться внезапно. Я, конечно, работая с медведями уже много лет, могу по его поведению понять, что он намерен делать... Когда медведь проявляет агрессию, он начинает поджимать уши...", - рассказал Алексей Плотников.

Плотниковы уверяют, что медведь - очень интеллектуальное животное. "Они даже умнее собак, поэтому работать с ними - одно удовольствие, -говорит Алексей. - Я ведь работал не только с медведями, за 17 лет был опыт работы и с верблюдами, и с лошадьми, и с собаками, и с птицами... Но решил остановиться на медведях. Они ближе по духу. Это настолько интересные животные, с которыми не соскучишься. Научить их чему-то, зная подход, очень легко. Да, когда мы только начинали, было тяжело - "шишек понабивали". А теперь мы с ними хорошо ладим..."

Всех медведей Плотниковы берут из дикой природы. Понятное дело, не сами в лес за ними ходят - большинство медвежат подкинули в цирк охотники по весне, а четверых косолапых "двухлеток" Плотниковы взяли из зоопарка, когда медведицы вывели их из спячки "к людям". Берут они медвежат малышами, еще практически слепыми, выкармливают... "Они живут у нас дома месяцев до 3-4 - пока это возможно. Мы с ними любим играть, но, когда они подрастают, играть становится опасно. Медведи-то думают, что мы такие же как они, и не могут рассчитывать свою силу. Так может когтистой лапой стукнуть, что мама не горюй!" - рассказывает наша землячка. Кстати, воронежцы увидели уже обновленный аттракцион, над которым в наш город специально приехал поработать режиссер-постановщик Евгений Шевцов.

Игра вместо укрощения

- Сейчас мы добавляем в наш аттракцион четырех маленьких медвежат - Барни, Лилу, Виту и Потапа, им по два года. Но наш двухметровый сибирский медведь Рома тоже выходит в манеж. Ему шестой год, и по человеческим меркам он - подросток. Еще на протяжении пары лет он будет набирать вес. Сибирские медведи вообще крупные. Вот Злата - уральская, и расти больше не будет, - рассказал дрессировщик Алексей Плотников. - Самая большая сложность - совместить молодых медведей и более взрослых, потому что они начинают делить манеж. Но мы долгие годы работали над этим, и сейчас с Женей Шевцовым мы выпускаем обновленный аттракцион. Аттракцион будет отличаться от того, что воронежцы видели два года назад. Это новые медведи, новые трюки... Маленький медвежонок у нас будет ездить на лошади... Кстати, не каждого медведя можно посадить на лошадь. Да и не каждая лошадь согласится на такие подвиги. Нужно подбирать тандем. Вообще у нас дрессура построена таким образом, будто это игра, а не укрощение. Медвежата выходят на манеж и веселятся там. Мне кажется, что они от этого получают удовольствие... Мы наблюдаем за ними с самого детства, смотрим, у кого какие способности. Их и развиваем. Главное для дрессировщика - вовремя заметить, к чему склонно животное, поощрить и развить эту способность. Поэтому, когда медвежата приходят на манеж, для них это игра с поощрением. Они потом не хотят уходить! Знаете, как сложно увести их с манежа!"

Глядя на все это цыганское разудалое веселье на манеже, зритель даже не сомневается, что работа доставляет удовольствие всем! И артистам, и медведям, и лошадям... Танцы, гитары и профессиональная музыка, написанная специально для этого аттракциона настоящим цыганом Сергеем Эрденко, создают соответствующее настроение. И это не просто медвежий аттракцион, это мини-спектакль, эдакая цыганская свадьба...

Женщина-кошка

Главный аттракцион программы - "Баронеты". Под руководством Натальи и Андрея Широкаловых, которые работают с хищниками уже 21 год. Они делают то, что не делает ни один российский дрессировщик - выводят в один манеж совершенно разных по темпераменту хищников - тигров, черных пантер и леопардов (скоро воронежцы увидят на представлениях еще и лигров - помесь тигра и льва). Красавица Наталья обращается с этими хищными кошками так, словно это домашние питомцы. То перешагивает через разлегшихся в шеренгу тигров, то дергает их за хвосты. А потом и вовсе отправляет черную пантеру под самый купол цирка. Кстати, номер "Летающая пантера" придумала именно Наталья Широкалова - это ее авторский трюк. Наталья смеется: мол, в прошлой жизни была хищной кошкой. Отсюда и понимание с питомцами - буквально с полувзгляда. Хотя, как может быть иначе, если многих из них Андрей и Наташа выкармливают из соски буквально с первых дней жизни (животные здесь рождаются в неволе - что большая редкость!), читают им книжки (чтобы привыкали к голосу) да и вообще проводят с животными поначалу по 24 часа в сутки.

IMG_6235.jpg- Во всех моих коллективах работают "сливки" российского цирка, - не без гордости рассказывает Гия Эрадзе. - Это и молодые артисты, и те, кто уже за годы упорной работы завоевал признание. Мы обладатели золотой награды V Всемирного фестиваля циркового искусства, многочисленных международных наград... Вот только что итальянцы нам дали Гран-при на фестивале Фабио Монтико... В этом коллективе три "золотых принцессы", а также бронзовая, серебряная и дважды золотая.

"За 16 лет работы от меня не ушел ни один артист!"

Гия Эрадзе признается, что в его коллектив хотят попасть очень многие, но артистов "со стороны" он берет нечасто, предпочитая "взращивать таланты" самостоятельно. "Сейчас, при создании уже четвертого коллектива, у меня уже есть представление с кем я буду работать. Это будет аттракцион, который рождался в моих стенах", - говорит он. Впрочем, иногда Гия делает исключения, и примером тому может служить его третья программа "Гипопотамус".

- Я никогда не думал, что буду работать с народным артистом Тофиком Ахундовым! Я помню его с детства. Еще мальчишкой я бегал в Тбилисский цирк к нему на представления - он тогда работал со знаменитым бегемотом Жужей. Я с искренним восхищением наблюдал за его работой, а сейчас я его директор, Тофик советуется со мной...

IMG_6351.jpg-- Цирк Дю Солей часто переманивает российских артистов. У вас не пытались?

- За 16 лет работы от меня в другую программу еще не ушел ни один артист. Из Росгосцирка очень много артистов уходило в Дю Солей, и это обидно. Хотя с другой стороны, и артистов можно понять - все хотят достойно жить, у всех семьи, которые нужно кормить. Молодцы те патриоты, которые остались в российском цирке. Не у каждого коллектива есть возможность достойно оплачивать труд артистов. Таких коллективов не много - это мои коллективы, программа Анатолия Сокола, Таисии Корниловой... Но большинство коллективов не имеет продюсеров, и там люди работают за голую государственную ставку. И естественно, когда им предлагают уехать работать за границу, они соглашаются.

От меня же уходили только в декрет, либо по семейным обстоятельствам. Не каждый может выдержать кочевую жизнь циркового артиста, этот сумасшедший темп жизни... Я езжу 26 лет! И иногда, сходя с трапа самолета, не понимаю, в каком городе нахожусь. У меня три коллектива, я постоянно летаю на их премьеры. А в "Королевском цирке" до сих пор выхожу на манеж как действующий артист. Я могу за неделю поменять 3-4 города и несколько стран. Приезжаю домой, кидаю чемодан, и сразу в постель. Единственная мечта - отоспаться. Потому что с утра снова надо решать какие-то дела... Но цирк - это такое «болото», которое засасывает навсегда. И при всем при этом, у меня ни разу не возникло желания все бросить.

Фото Сергея Трифонова