Картины Светланы Зиненко – художницы достаточно молодой, но уже наработавшей авторитет среди коллег и зрителей – неизменно обращают на себя внимание на всякой коллективной выставке. Но истинный масштаб талантливого воронежского автора оказалась способной передать только выставка персональная – таковая открылась на днях в выставочном зале на Кирова и проработает по 16 октября.
Профессионал с большой буквы
Жизнерадостные композиции (нередко – на тему счастливого детства), натюрморты, пейзажи, портреты – много, много портретов… При том – не одной «замученной» работы; сила художницы Зиненко – в отсутствии стремления показывать какую-либо силу. Не использует Светлана брутальную палитру, не сочиняет «забойных» сюжетов: произведения ее лишены педалирования и натуги, покоряют естественностью, неподдельностью. Будто легкой рукой написаны; впечатление, что живописные находки пришли к автору сами собой.
Впечатление, разумеется, ложное: живописный строй и композиционные схемы работ Зиненко выдают в художнице последователя серьезной школы, профессионала с большой буквы. Который не страдает желанием (частым у творческих людей) приукрасить – ни искусство в себе, ни себя в искусстве. Уместна, кажется, «театральная» параллель (хотя как раз с театральностью творчество Светланы не имеет ничего общего): вот выходит на сцену иная оперная певица – слышно, что и с вокалом у нее все неплохо, и держаться на зрителе человек привык, а слов – что конкретно поет-то? – не разобрать. Потому что саму актрису это не заботит. Ей важно продемонстрировать мощь голосовых связок и встать в позу. Вместо того, чтобы вынести на зрителя теплоту, жизнь материала (для чего надо чувствовать вибрации этой самой жизни, ее нерв – тогда произносимые слова будут и понятны, и искренни. По аналогии с работами Зиненко).
Запас любви
Светлана признается, что никогда не формулировала концепцию творчества. Оно и видно: легкость, воздушность, звонкость, атмосферность, которыми отличаются искрящиеся картины Зиненко – неопровержимые доказательства того, что никакой установочности, заданности при их создании не было.
– Мои работы созданы с любовью к живописи и с теплыми чувствами к человеку, к окружающему его миру вещей, к природе, – говорит художница. – Портрет пишется с большим интересом к индивидуальности модели – делается попытка вынести на поверхность холста те чувства, которые человек в стремительной современной жизни не проявляет в полной мере, имея запас внутреннего тепла, нежности, любви. В натюрморте хочется уловить трепетные чувства к предметам – то вызывающие теплые детские воспоминания, то пробуждающие лирические нотки. А работа над пейзажем рождает всплеск фантазии, поскольку природа дает бесконечные цветовые, пластические гармонии.
Среди экспонатов выставки – портрет учителя, живописца от Бога, незабвенного Андрея Владиславовича Богачева. Вспоминая мастера, Зиненко вторит своим однокашникам: о Богачеве все они говорят в превосходных степенях. С благодарностью за то, что уже в пору студенчества педагог давал свободу, столь желанную для всякого творческого человека. Позволял ученикам принимать самостоятельные решения, проявлять индивидуальность, не давил авторитетом. И научил зоркости, деликатности, культуре живописания; творчество Светланы Зиненко – яркое тому подтверждение.