2024-04-20

В Воронеже прошел вечер памяти театрального деятеля и режиссера Александра Латушко

В Воронеже прошел вечер памяти театрального деятеля и режиссера Александра Латушко
Уход Александра Латушко в ноябре минувшего года деятели культуры назвали горькой утратой, ведь он был человеком большого таланта и неуемной энергии жизни. За спектакли и театральные проекты он брался с энтузиазмом и свойственным ему мастерством…

23 февраля режиссеру, многолетнему художественному руководителю Воронежского театра юного зрителя исполнилось бы 78 лет. 1 марта труппа ТЮЗа подготовила вечер памяти Александра Латушко и пригласила зрителей в путешествие по творческим страницам биографии известного деятеля искусств.

«Талантливый во всем»

К сожалению, сейчас на сцене ТЮЗа не осталось ни одной работы, поставленной Александром Латушко. Но артисты помнят «Соперников» Ричарда Шеридана (1990), «Капитанскую дочку» по Александру Пушкину (1998), «Оливера» Лайонела Барта по роману Чарльза Диккенса (2002) и другие знаковые спектакли, получившие высокую оценку столичной критики. По словам актеров, работа с Латушко всегда была удовольствием и большим счастьем, потому что он очень любил свое дело и бережно относился к хрупкому внутреннему миру человека.

– В 2000 году, когда я обучалась на 4-м курсе института искусств, Александр Николаевич заметил меня и пригласил в свой театр. Главный режиссер, художественный руководитель для артиста, в особенности для начинающего, всегда – про продолжение обучения. Поэтому, конечно, Александр Латушко для меня мой мастер, – рассказала актриса ТЮЗа Анна Гребенщикова. – Говорят, что хороший человек – это не профессия, но, казалось, что для него это было именно так. Он умел смеяться над собой, умел нас сплотить: мы играли в футбол, развлекались на капустниках и вместе открывали майские купальные сезоны. Он – человек-оркестр, талантливый во всем.

Сергей Смирнов, имя которого Воронежу тоже открыл Александр Латушко, вспоминает режиссера как человека, совершенно не умеющего злиться. Его рассерженности хватало буквально на полминуты, пока он быстрым шагом доходил до обратной стороны зала или коридора. И возвращался к репетиции.

– Он был удивительным человеком! Он говорил нам: «Не нужно работать охалпело!» Умел он подобрать правильные слова на репетициях. Мы знали друг друга с 1982 года и были больше, чем коллеги, больше, чем мастер и студент. Мы были друзьями. У нас был единственный выходной в понедельник: в 6.15 мы с ним уже садились в электричку и ехали в Рамонь, там со станции 5 км пешком до речки. Бурили проруби и рыбачили, пели песни. Мы были счастливы. А летом на неделю с палаткой на природу; он любил такой отдых. Думаю, что там он наполнялся этой жаждой жизни, любовью ко всему вокруг, – говорит Сергей Смирнов.

«Каждый спектакль получался»

Александр Латушко родился в 1945 году. Трудовую деятельность начал в 1962-м вальцовщиком центральной заводской лаборатории Воронежского шинного завода. В 1970 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) как актер, а в 1987 году – как режиссер. С 1970 года Александр Латушко работал в Воронежском театре юного зрителя. В 1982 году режиссеру присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. В 2008-м он стал заслуженным деятелем искусств РФ.

Вечер памяти Александра Латушко срежиссировал артист Александр Новиков, наполнив его как биографической информацией, так и короткими эскизами-сценами из спектаклей мастера, которые в отдельных случаях даже удалось сыграть первоначальным составом.

– Я не вижу причин, которые могли бы помешать мне не сделать этот вечер памяти. Осталось не так много актеров, которые знали Александра Николаевича с 1983–1987 годов, и нам хотелось, чтобы такой вечер состоялся. Это дань уважения человеку, который сыграл значимую роль в моей судьбе – творческой и личной, – отметил Александр Новиков.

По его словам, каждый спектакль у Александра Латушко получался, потому что всегда находил зрительский отклик. Артисты, которые плотно работали с режиссером, вспоминают его в том числе как новатора. К примеру, в «Красной Шапочке» все танцевали степ, и это было удивительно и непривычно для Воронежа – хореографический стиль, воспринимаемый новшеством. Режиссер внимательно относился к формированию песенного ряда в постановках, и многие считают его родоначальником мюзикла в Воронеже. Также Александр Латушко организовывал фестиваль «Театр детства и юности – XXI век».

– У Александра Латушко определенно были блистательные спектакли, но, мне кажется, его основная заслуга в том, что он долгие годы держал театр, ведь это порой куда сложнее, чем делать заметные спектакли. Он умел радоваться чужим успехам – такое качество редко встречается у художников; он умел прийти на помощь, даже в бытовых вопросах, а не только в творческих. Александр Николаевич всегда оставался простым и доступным, – вспоминает театральный критик Надежда Роготовская.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ