2024-11-27

В Воронеже представили Андрея Платонова без театрального лоска (ФОТО)

Андрей Платонов и его сокровенное звучит на Платоновском фестивале вне декораций и театрального лоска: именно таким, простым, хотела его открыть публике перформер Полина Кардымон из Новосибирска. 3 июня, в день открытия Платоновского фестиваля искусств, Кардымон с артистами Камерного театра и Театра юного зрителя в арт-пространстве «Прогресс» представила перформанс «Время, которое я у Вас займу, будет коротким».

Андрей Платонов и его сокровенное звучит на Платоновском фестивале вне декораций и театрального лоска: именно таким, простым, хотела его открыть публике перформер Полина Кардымон из Новосибирска. 3 июня, в день открытия Платоновского фестиваля искусств, Кардымон с артистами Камерного театра и Театра юного зрителя в арт-пространстве «Прогресс» представила перформанс «Время, которое я у Вас займу, будет коротким».

На входе каждый получает наушники и садится напротив любого артиста, который становится для зрителя книгой: она открывается, словно на нужном месте, и обрывается в тот момент, когда человек встает, не захотев перевернуть страницу. Сеанс длится 40 минут, и все это время можно слушать одного, а можно пересаживаться от одного к другому, стараясь в минутных фрагментах уловить дух и присутствие Андрея Платонова.

Фразой «Время, которое я у Вас займу, будет коротким» Андрей Платонов в письме к Максиму Горькому подступается к главному вопросу, который мучает его, а именно: может ли он «быть советским писателем или это объективно невозможно». После публикации повести «Впрок» и последовавшей за ней критики Платонов находился в литературной изоляции, ни один журнал не печатал его. Читатель, погрузившись в письма Андрея Платонова, может почти физически ощутить отчаяние писателя, изгнанного из литературы. В то же время, эмоции, которые он передает, универсальны, и знакомы каждому.

– Каждый из артистов нашел в письмах Платонова то, что ему откликается. И мне хотелось, чтобы слушатели увидели перед собой не актеров, а просто перформеров, которые передают текст, скомпилированный из писем писателя, – рассказала Полина Кардымон. – Эти фрагменты передаются зрителю в разном темпе и в разном настроении – том, в котором люди, читающие их, находятся в данный момент. Мы стремились к тому, чтобы на секунду забыть, что эти люди – артисты, убрать инструментарий мастерства. Поэтому перформанс и продолжался пять часов, мы хотели, чтобы актерский флер ушел, нащупать через такое продолжительное представление уязвимые точки артистов-людей.

В этих письмах – разные грани личности Андрея Платонова, разные его взгляды самого на себя. Непрерывный пятичасовой разговор, хотя и ведется голосами десяти перформеров, в какой-то момент становится монологом-размышлением. Автор говорит откровенно, от первого лица и без посредников, ведь не просто так Полина Кардымон обращается к жанру письма.