2024-11-24

В Воронеже поставили романтический спектакль о том, чего хотят женщины

Монолог, разобранный на роли, может превратиться в театр. Молодой режиссер Максим Иванов выбрал для спектакля пьесу Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять… Машенька идет гулять…» и поставил «Марусю» – историю взросления и взаимоотношений с противоположным полом.

Монолог, разобранный на роли, может превратиться в театр. Молодой режиссер Максим Иванов выбрал для спектакля пьесу Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять… Машенька идет гулять…» и поставил «Марусю» – историю взросления и взаимоотношений с противоположным полом.

7 октября в Зимнем саду Воронежского театра юного зрителя состоялась премьера «Маруси».

Спектакль создан по итогам режиссерской лаборатории, которая проходила в театре весной этого года. В рамках творческого проекта было создано три режиссерских эскиза по текстам, вошедшим в лонг-лист конкурса современной драматургии для подростков. Выбор режиссерской работы Максима Иванова обусловлен высокой оценкой эскиза со стороны не только театрального критика, члена экспертного совета и жюри Национальной премии «Золотая маска» Ирины Алпатовой, но и зрительской аудитории.

С ЧЕХОВСКИМ НАСТРОЕНИЕМ

В лирической истории о взрослеющей девочке-подростке, которая ищет себя в этом огромном и неизведанном мире, режиссер увидел универсальную женскую тему. Оказалось, что миф о любви, подкрепленный кодами культуры XIX века, живет в сознании современной женщины любого возраста.

– Работая уже над эскизом, мы, конечно, внесли немало доработок, которые касались уточнения образов. Сделали новые костюмы и декорации. Спектакль стал красивее. В постановке затрагиваются те вопросы, которые подросткам интересны в 13 лет: первая влюбленность, соперничество с лучшей подругой, существование в ее тени, выдумки, – говорит Максим Иванов. – Из всех предложенных на лаборатории текстов мне больше остальных понравилась пьеса Натальи Шор, написанная в жанре монолога. Текст очень поэтичен, наполнен метафорами и образами, знакомыми нам по «Евгению Онегину», есть чеховское настроение, какие-то советские нотки и попытки говорить современным языком. Увидел я разные слои, поэтому сразу возникло желание расписать это по ролям.

В работе Максима Иванова четыре актрисы (Лилия Юникова, Алина Бачурина, Анна Гребенщикова, Екатерина Тоборовец) играют одного человека – Машу. Они разного возраста и как будто из разного времени: одна – ребенок, другая – расцветшая барышня, третья – героиня из книжки, четвертая – умудренная опытом современная женщина.

– У каждой девушки – своя эпоха, но наша задача рассказать, что каким бы ни было время, женщинам всегда хочется одного – любви, красоты. Они из разного времени, но боль у них одна, – рассказала актриса Алина Бачурина. – Все женщины мечтают встретить принца.

О ПАСТУХАХ И ПАСТУШКАХ

И хотя в пьесе нет мужских ролей, в спектакле они присутствуют: поют, танцуют, раздают носовые платочки… Актер Роман Лютиков, исполняющий Гену, признается, что ориентировался на образ Николая Цискаридзе.

– Конечно, в спектакле присутствуют мальчики, потому что это очень важная сторона размышлений о любви и переживаний. Без них девичья душа в этой пьесе не развивается, поэтому в результате я обозначил жанр спектакля как пастораль. Это романтический рассказ о пастухах и пастушках, – рассказал режиссер. – Словом, это спектакль для девочек с их мальчиками.

Впрочем, поменялись не только декорации и костюмы, но и тональность постановки. Волнения 13-летней девочки обращаются теперь отчасти на уровень физических перевоплощений: в одной из сцен Юникова буквально корчится, стараясь рассказать о том, как ей больно от любовных переживаний. Излишняя гиперболизация – намек на то, что в детстве мы всегда видим трагедии там, где их нет. А холодность ума доступна женщинам только с возрастом. Меняется сама идея: все же больше режиссер уделил внимания именно внутренней трансформации – тому, как из ребенка формируется девушка, а потом и женщина, тогда как лабораторный эскиз напоминал скорее плач Ярославны, какое-то преклонение перед образом мужчины. И хорошо, что эскизная линия ослабла, однако тема трансформации тоже пока не окрепла.