Эти угонщики условно делятся на две группы: тех, кто крадет машины с корыстным умыслом, – их можно считать профессиональными ворами, и тех, кто угоняет машины «покататься», – это обычно случается по пьяной лавочке и без намеренья поживиться чужим добром.
Полицейская статистика говорит, что количество угонов в Воронежской области медленно, но верно идет на спад; связано это, в первую очередь, с ростом числа видеокамер на улицах.
С 2014-го, когда произошла 481 кража машин, число их плавно опустилось до 195 в 2018-м. Аналогично и с угонами: в 2014-м их зарегистрировали 583, в 2018-м – 226.
За кражи авто в 2018-м в Воронежской области 65 воров привлекли к уголовной ответственности, раскрыли четыре группы, занимавшиеся хищением автомобилей. Из 226 фактов угона раскрыто 200, задержано 153 человека. Раскрываемость их выросла с 54 до 79% в 2018-м.
По кражам, бороться с которыми намного сложнее, раскрываемость тоже выросла – с 14 до 28%. Чаще всего кражи и угоны случаются в Коминтерновском и Левобережном районах Воронежа. Треть похищенных в 2018-м машин – иномарки, причем чаще крадут машины премиум-класса.
Если отечественные машины чаще крадут для разборки на запчасти, то иномарки премиум-класса – обычно под заказ. Здесь есть варианты. Например, машина разбита и восстановлению не подлежит; тогда владелец заменяет ее точно такой же краденой, ставит на нее госномера от разбитой и перебивает цифры на двигателе – не сам, конечно, а руками «специалистов».
Еще крадут дорогие иномарки для продажи. Если в дилерском центре машину проверяют и обнаруживают перебитые номера, то с машиной, купленной с рук, у покупателя регулярно случается «нежданчик»: при попытке ее зарегистрировать в автоинспекции выясняется, что она – краденая и находится в розыске. А значит, покупатель лишается и машины, которую вернут владельцу, и денег.
Полковник Кузнецов дал такие рекомендации при покупке автомобиля.
1. Изучите паспорт транспортного средства. Причем нужно требовать оригинал, а не копию. И оригинал этот должен быть в хорошем состоянии; ПТС не на принтере распечатывают, его изготавливают в типографии.
2. Проверьте в интернете историю этого автомобиля; есть программы, которые выдают ее по VIN-коду машины.
3. А лучше обратиться в дилерский центр, чтобы проверить прошивку автомобиля.
Сигнализация и электронная защита, даже самая навороченная, не спасает от профессионалов, они ее легко вскрывают или обходят. Спасает только механическая блокировка руля или коробки передач – краж автомобилей с такой защитой полиция в 2018-м не зарегистрировала. Как не зарегистрировала и ни одной кражи автомобилей из гаражей или с охраняемых стоянок.
Ну, а что касается угонов, то они обычно происходят ближе к выходным. Вот типовая история.
Где-нибудь в сельской глубинке компания выпивает и закусывает. Поздним вечером один из гостей решает идти домой или просто прогуляться. Вышел, видит машину у дома неподалеку, пробует открыть дверь, и она зачастую открывается. Селяне бывают поразительно беспечны и в машине возле своего дома порой даже оставляют ключи в замке зажигания.
А если ключей нет, и двери закрыты, то лихой молодец, жаждущий прокатиться с ветерком, находит возможность залезть в машину и, соединив пару проводов, завести ее.
Покатавшись или доехав домой, пьяный угонщик бросает машину где попало. А проспавшись, удивляется визиту полиции и уголовному делу за угон автомобиля. Правда, по статье с милосердной фразой «без цели хищения».
Почему столь милосерден закон к пьяным угонщикам? Это не в компетенции воронежской полиции; она вынуждена следовать федеральным нормам, а по ним принято считать, что у пьяных угонщиков, бросающих краденое авто, корыстного умысла нет. В отличие от профессиональных воров автомобилей, вооруженных современной техникой и, как правило, тщательно планирующих преступление.