Знаменитый скульптор Федор Сушков, автор монумента «Гимн жизни» на Задонском шоссе в Воронеже и россошанской композиции-посвящения погибшим в гражданскую войну, памятника Победы на одноименной площади столицы Черноземья и еще 50-ти с лишним скульптурных произведений, установленных по всей территории Советского Союза, был, оказывается, кроме всего прочего и вдохновенным живописцем. Об этом рассказывает выставка, открывшаяся на днях в муниципальном зале на Кирова.
Внучка – за деда
Собравшиеся на открытии, знавшие Федора Кузьмича лично, свидетельствовали: к живописи мастер, уже будучи прославленным скульптором, обратился в последние годы жизни. Пытался посредством ее отвечать на философские вопросы бытия, поэтому картины «неизвестного Сушкова» (выражение одного из выступавших) надо рассматривать не с точки зрения цветовых соотношений, композиционных, живописного языка и т.д. Его холсты – монологи и диалоги о главном, раздумья-размышления о вечном. Чего, признавались коллеги и почитатели, не все понимали при жизни мэтра.
Теперь его живописное творчество пропагандирует внучка Федора Кузьмича Анна Назарова. Она и инициировала показ на Кирова, привезя для этого картины деда из Италии в Воронеж. При том Анна заявила, что нынешняя выставка – лишь первое событие в череде мероприятий, запланированных к осуществлению Фондом Федора Сушкова, открытого в Сан-Марино.
– В Италии мы работали над первой книгой, посвященной этим работам, я ее редактировала, – рассказала Анна. – Один из выдающихся итальянских критиков через своего агента посоветовал нам выставить работы Федора Кузьмича перед итальянской публикой – таким образом его творчество получило широкое признание.
Обошли москвичей
– Впечатление от общения с Федором Кузьмичем посейчас остаются очень яркими, – признался председатель правления региональной организации Союза художников России Алексей Смирнов. – Его монументальные, скульптурные работы являются доминантами города, все торжества начинаются именно у этих памятников. К ним люди несут цветы, им кланяются, с уважением относятся. И возникает гордость за то, что мы жили и работали с таким художником, что он – член нашей большой семьи, нашего творческого цеха.
Что же касается живописной выставки – Смирнов подчеркнул: Федор Кузьмич действительно больше прочего был озабочен смысловой нагрузкой своих холстов. А руководитель городского управления культуры Воронежа Иван Чухнов вспоминал: Сушков был сложным, многогранным человеком. Мог говорить на многие темы, пытаясь донести до собеседника то, что видит сам – через «большие окна своего мира».
Долгие годы, начиная с далекого 68-го, сотрудничал с Федором Кузьмичем архитектор Николай Гуненков, которые также пришел на открытие выставки.
– Началось наше сотрудничество с того, что Федор Кузьмич предложил мне участвовать в разработке памятника в честь разгрома немецко-фашистских войск под Воронежем, – рассказал Николай Федорович. – Это весьма интересная история: в конкурсе участвовало с десяток профессионалов, среди которых – известные архитекторы из Москвы. По итогам первое место не присудили никому, а второе-третье поделили мы с теми самыми москвичами. Которым и поручили действовать: они все-таки – москвичи! Через год работы была готова – и она никому не понравилась: ни власти, ни художественной общественности. Нам сказали: работайте вы. И мы трудились – вплоть до августа 1974 года. Варианты смотрели такие величины как Кибальников и так далее – и в итоге все получилось! Когда монумент установили – это был праздник для всего города…