Свежие новости
Все новости
Пробки



В Воронеже показывают реализм художников Комоловых

09.09.2016, 15:21

Вполне допускаю, что экспозиция, размещенная в выставочном зале на Кирова – на любителя, как говорится. Реализм в чистом виде нынче не в моде, и оценивать этот факт можно по-разному. С другой стороны, найдется ли в Воронеже коренной житель, который не любил бы природу нашего края и милейший старый город – тот, которого больше нет?

Ответ очевиден, как и вывод: именно эти неброские «ценности», явившиеся в свое время объектами внимания художников Комоловых и запечатленные на их полотнах и графических листах, способны растопить сердце даже самого предубежденного скептика. А значит, обеспечить выставке успех.

Ни одной «персоналки»

Посмотреть ее, как всегда в зале на Кирова, можно бесплатно – по 27 сентября включительно. А называется выставка – проще не придумаешь: «Комоловы». Изобретать велосипед в старании подать экспозицию поэффектнее за счет вычурного названия – и впрямь никакой нужды в данном случае: эта фамилия – сама по себе знак качества, практически термин.

Старейшие воронежские мастера, которых уже нет в живых, давно заслуживали масштабной демонстрации творческого наследия каждого из супругов. Особенно с оглядкой на то обстоятельство, что Василий Кузьмич (1918-1985) и Паулина Антоновна (1916-2008) при жизни не были избалованы персональными выставками. Более того – у художницы Комоловой за долгий, девяностолетний путь вообще ни одной таковой не случилось! Поэтому хочется подчеркнуть отдельно, что реализация сегодняшнего проекта приурочена к столетию Паулины Антоновны.

Авторство этого проекта принадлежит меценату Александру Бубнову, возглавляющему благотворительный фонд «Художники Воронежа». «Комоловы» – уже шестая выставка, организованная этим фондом и посвященная старым мастерам. Помимо собственно показов, одновременно город получает шикарные тома – крупноформатные книги-каталоги выставок, содержащие, кроме фоторепродукций, тексты о художниках. Поэтому справедливо говорить о том, что фонд возрождает интерес не только к творчеству того или иного автора, но и – к его личности, его жизни, философии земного существования. Что, на мой взгляд, бесценно.

Уроки Кончаловского

На открытии выставки не раз звучало: Паулина Антоновна жила и творила как бы в тени своего мужа, талант которого был высоко оценен довольно рано.Тем не менее, ее индивидуальность – совершенно отчетлива. Да, супруги разрабатывали сходные темы, оба являлись приверженцами классического искусства, продолжали традиции русской пленэрной живописи. Но отличить работу одного мастера от другого труда не составляет; достаточно провести на выставке минут пять-десять – и уже без чтения подписи на полотне поймешь, кто его автор.

Василий Кузьмич – более, что ли, «укрупнен» в плане лирической подачи сюжета. И заостренно, вместе с тем, тонок – несмотря на крупный мазок, любовь к пастозной живописи (впрочем, этим отличались оба супруга) и местами довольно дерзкому колориту. Его эмоциональная палитра замечательно широка, тогда как Паулина Антоновна чаще сосредоточена на какой-то одной эмоции – даже когда работа панорамна. Художница рассматривает деталь трепетнее, чем ее контекст, сосредоточена на ней. Что, конечно, говорит об особенностях женского мироощущения, а никак не об изъянах мастерства; ему, между прочим, в московском институте Комолова училась у знаменитого Петра Кончаловского! Его дочь Наталья Петровна, будущая мама режиссеров Андрона и Никиты Михалковых, стала ее близкой подругой.

Счастливые люди

Выставку открыли в канун празднования 430-летия Воронежа, что символично: благодаря Комоловым зрители смогли увидеть улицы и парки, людей и дома того времени, на которое пришелся расцвет творчества художников. Вот еще не превращенная в безликое водохранилище речка Воронеж – работа, датированная 1953 годом. Есть картины и постарше – такие, как «Строительство Чернавского моста. 1950». Рядом – произведения 60-х, 70-х, 80-х; нетрудно проследить, как менялся во времени тот или иной «кусочек» города.

Кольцовский сквер с немногочисленными гуляющими, аккуратный трамвайчик, неспешно ползущий вверх по Степана Разина, площадь Ленина в середине дня, окраинный частный сектор, утопающий в зелени… Певцами деревни Комоловых тоже можно назвать без натяжки: они умели любоваться абсолютно любой местностью (как и любым лицом)! И создавали специфические документы эпохи, не иначе.

Узнавая подобные вещи по памятным приметам прошлого, хочется рассматривать их долго-долго – и процесс получается почти интимным: боишься, как бы кто ненароком не помешал, не спугнул воспоминания, оживающие здесь и сейчас.

«Я самый счастливый человек, – говорила о себе Паулина Антоновна, – так как занимаюсь своим любимым делом». Счастлив – продолжу – и тот, кто получил сегодня возможность любоваться результатами труда этого счастливого человека. Вернее, двух.

Цифирь
79 работ представлены на выставке «Комоловы».
Есть мнение
«Каждого своего героя В.К.Комолов любит горячо и взволнованно, – много лет назад писал в одной из воронежских газет заслуженный деятель культуры России Юрий Поспеловский. – Эта любовь переходит на его холсты, согревая проникновенным чувством художника любой взятый им из жизни сюжет. И даже в простом пейзаже живописец стремится найти большую тему, передать гамму разнообразных чувств».
СПРАВКА
Василий КОМОЛОВ (7 апреля 1918 – 6 августа 1985) – живописец, член Союза художников России с 1938 года. Окончил декоративно-оформительское отделение Тамбовского художественного училища в 1937 году. Начал выставляться еще во время учебы. Участвовал в Великой Отечественной войне.
После войны в 1947 году вступил в Воронежское областное товарищество «Художник», затем возглавил Воронежское отделение Союза художников РСФСР. В Воронеже прошло несколько персональных выставок художника. Работы Василия Комолова хранятся в музее им.И.Н.Крамского.
Пауилина КОМОЛОВА (23 июля 1916 – 17 февраля 2008) – живописец-пейзажист, была ученицей художника Петра Кончаловского (дедушка известного режиссера Андрея Кончаловского). Родилась в селе Красное Панинского района Воронежской области. Художественное образование получила в Армавирской школе живописи и рисования, Московском текстильном институте на отделении росписи ткани, где рисунок и живопись у Паулины вел Петр Кончаловский. Жила в Новосибирске, куда уехала с первым мужем. В Воронеж вернулась в конце 1940-х годов. В 2003 году журналисты газеты «Коммуна» сделали с Паулиной Антоновной интервью, в котором художница рассказала об учебе у Кончаловского, своем детстве и поездках на этюды в воронежские села.

Автор: Анна Жидких
Смотреть все статьи
Читайте также:
Директор воронежского театра кукол Любовь Пристинская: «Важно создавать новое»
Подробно


Первый танцевальный фестиваль-баттл в Воронеже приедет судить хореограф Егора Дружинина

22 и 23 января в Воронеже впервые пройдет танцевальный фестиваль Razgar Fest, главным гостем которого станет финалистка третьего сезона телешоу «Танцы на ТНТ», хореограф команды Егора Дружинина Ирина Кононова. Об этом журналисту «Горкома36» 19 января сообщили организаторы.

сегодня, 17:57.
В Воронеже Камерный театр поставил магическую драму норвежского писателя
Повседневную жизнь, разложенную на неожиданные элементы, представил в своем спектакле один из самых востребованных молодых российских режиссеров Антон Федоров – номинант на премию «Золотая маска» – 2022. Спектакль «Ребенок» сконструирован по особому жанру, делающему театр театром.
вчера, 14:17.