Вполне допускаю, что экспозиция, размещенная в выставочном зале на Кирова – на любителя, как говорится. Реализм в чистом виде нынче не в моде, и оценивать этот факт можно по-разному. С другой стороны, найдется ли в Воронеже коренной житель, который не любил бы природу нашего края и милейший старый город – тот, которого больше нет?
Ответ очевиден, как и вывод: именно эти неброские «ценности», явившиеся в свое время объектами внимания художников Комоловых и запечатленные на их полотнах и графических листах, способны растопить сердце даже самого предубежденного скептика. А значит, обеспечить выставке успех.
Ни одной «персоналки»
Посмотреть ее, как всегда в зале на Кирова, можно бесплатно – по 27 сентября включительно. А называется выставка – проще не придумаешь: «Комоловы». Изобретать велосипед в старании подать экспозицию поэффектнее за счет вычурного названия – и впрямь никакой нужды в данном случае: эта фамилия – сама по себе знак качества, практически термин.
Старейшие воронежские мастера, которых уже нет в живых, давно заслуживали масштабной демонстрации творческого наследия каждого из супругов. Особенно с оглядкой на то обстоятельство, что Василий Кузьмич (1918-1985) и Паулина Антоновна (1916-2008) при жизни не были избалованы персональными выставками. Более того – у художницы Комоловой за долгий, девяностолетний путь вообще ни одной таковой не случилось! Поэтому хочется подчеркнуть отдельно, что реализация сегодняшнего проекта приурочена к столетию Паулины Антоновны.
Авторство этого проекта принадлежит меценату Александру Бубнову, возглавляющему благотворительный фонд «Художники Воронежа». «Комоловы» – уже шестая выставка, организованная этим фондом и посвященная старым мастерам. Помимо собственно показов, одновременно город получает шикарные тома – крупноформатные книги-каталоги выставок, содержащие, кроме фоторепродукций, тексты о художниках. Поэтому справедливо говорить о том, что фонд возрождает интерес не только к творчеству того или иного автора, но и – к его личности, его жизни, философии земного существования. Что, на мой взгляд, бесценно.
Уроки Кончаловского
На открытии выставки не раз звучало: Паулина Антоновна жила и творила как бы в тени своего мужа, талант которого был высоко оценен довольно рано.Тем не менее, ее индивидуальность – совершенно отчетлива. Да, супруги разрабатывали сходные темы, оба являлись приверженцами классического искусства, продолжали традиции русской пленэрной живописи. Но отличить работу одного мастера от другого труда не составляет; достаточно провести на выставке минут пять-десять – и уже без чтения подписи на полотне поймешь, кто его автор.
Василий Кузьмич – более, что ли, «укрупнен» в плане лирической подачи сюжета. И заостренно, вместе с тем, тонок – несмотря на крупный мазок, любовь к пастозной живописи (впрочем, этим отличались оба супруга) и местами довольно дерзкому колориту. Его эмоциональная палитра замечательно широка, тогда как Паулина Антоновна чаще сосредоточена на какой-то одной эмоции – даже когда работа панорамна. Художница рассматривает деталь трепетнее, чем ее контекст, сосредоточена на ней. Что, конечно, говорит об особенностях женского мироощущения, а никак не об изъянах мастерства; ему, между прочим, в московском институте Комолова училась у знаменитого Петра Кончаловского! Его дочь Наталья Петровна, будущая мама режиссеров Андрона и Никиты Михалковых, стала ее близкой подругой.
Счастливые люди
Выставку открыли в канун празднования 430-летия Воронежа, что символично: благодаря Комоловым зрители смогли увидеть улицы и парки, людей и дома того времени, на которое пришелся расцвет творчества художников. Вот еще не превращенная в безликое водохранилище речка Воронеж – работа, датированная 1953 годом. Есть картины и постарше – такие, как «Строительство Чернавского моста. 1950». Рядом – произведения 60-х, 70-х, 80-х; нетрудно проследить, как менялся во времени тот или иной «кусочек» города.
Кольцовский сквер с немногочисленными гуляющими, аккуратный трамвайчик, неспешно ползущий вверх по Степана Разина, площадь Ленина в середине дня, окраинный частный сектор, утопающий в зелени… Певцами деревни Комоловых тоже можно назвать без натяжки: они умели любоваться абсолютно любой местностью (как и любым лицом)! И создавали специфические документы эпохи, не иначе.
Узнавая подобные вещи по памятным приметам прошлого, хочется рассматривать их долго-долго – и процесс получается почти интимным: боишься, как бы кто ненароком не помешал, не спугнул воспоминания, оживающие здесь и сейчас.
«Я самый счастливый человек, – говорила о себе Паулина Антоновна, – так как занимаюсь своим любимым делом». Счастлив – продолжу – и тот, кто получил сегодня возможность любоваться результатами труда этого счастливого человека. Вернее, двух.
Цифирь
79 работ представлены на выставке «Комоловы».
Есть мнение
«Каждого своего героя В.К.Комолов любит горячо и взволнованно, – много лет назад писал в одной из воронежских газет заслуженный деятель культуры России Юрий Поспеловский. –
Эта любовь переходит на его холсты, согревая проникновенным чувством художника любой взятый им из жизни сюжет. И даже в простом пейзаже живописец стремится найти большую тему, передать гамму разнообразных чувств».
СПРАВКА
Василий КОМОЛОВ (7 апреля 1918 – 6 августа 1985) – живописец, член Союза художников России с 1938 года. Окончил декоративно-оформительское отделение Тамбовского художественного училища в 1937 году. Начал выставляться еще во время учебы. Участвовал в Великой Отечественной войне.
После войны в 1947 году вступил в Воронежское областное товарищество «Художник», затем возглавил Воронежское отделение Союза художников РСФСР. В Воронеже прошло несколько персональных выставок художника. Работы Василия Комолова хранятся в музее им.И.Н.Крамского.
Пауилина КОМОЛОВА (23 июля 1916 – 17 февраля 2008) – живописец-пейзажист, была ученицей художника Петра Кончаловского (дедушка известного режиссера Андрея Кончаловского). Родилась в селе Красное Панинского района Воронежской области. Художественное образование получила в Армавирской школе живописи и рисования, Московском текстильном институте на отделении росписи ткани, где рисунок и живопись у Паулины вел Петр Кончаловский. Жила в Новосибирске, куда уехала с первым мужем. В Воронеж вернулась в конце 1940-х годов. В 2003 году журналисты газеты «Коммуна» сделали с Паулиной Антоновной интервью, в котором художница рассказала об учебе у Кончаловского, своем детстве и поездках на этюды в воронежские села.