Любимые герои из сказки Астрид Линдгрен приехали в Воронеж на гастроли вместе с Башкирским театром кукол, чтобы подарить маленьким и большим зрителям хорошее настроение. Спектакль «Малыш и Карлсон» режиссера Виктории Щербаковой показали в выходные.
В новой инсценировке
В центре внимания – обычная городская квартира, со шкафом, сервизом, который достают только по праздникам, и обеденным столом, где семья собирается вместе только по вечерам. Гул машин за окном. Квартира любого многоквартирного дома в любом городе. Только знаменитые персонажи, вдруг возникшие в пространстве этих бытовых декораций, подсказывают, что за историю нам готовятся рассказать.
– Столько всего накопилось внутри меня, что мне захотелось это сказать, поделиться этим со зрителями, – говорит режиссер Виктория Щербакова, для которой «Малыш и Карлсон» – дипломная работа, поставленная в Башкирском театре кукол три года назад.
Сама Щербакова не сразу пришла к режиссерской профессии, она – заслуженная артистка и привыкла работать непосредственно с куклой, а не с идеей и инсценировкой. Но спустя годы в профессии поняла, что готова к открытому диалогу со зрителем в новом качестве, и решилась вынести на большую сцену свою первую историю.
– Известное произведение Астрид Линдгрен редко можно видеть в кукольной интерпретации, возможно, поэтому, когда я обратилась к руководству театру с вопросом о том, какие спектакли вы хотели бы видеть, «Малыш и Карлсон» оказался в их списке. Я выбрала его, потому что могу показать свой личный взгляд на этот материал. Инсценировку я написала сама, поставив на первый план проблему детей, которым родители уделяют недостаточно времени.
В этом спектакле Карлсон – друг, который появляется у ребенка от одиночества. Выдуманные друзья, говорит режиссер, были и у наших родителей, от этого ностальгическая нотка, призванная напомнить о том, что забыл, в постановке как-то особенно грустно звучит. Произведение Линдгрен – классика, и проблема детского одиночества – тоже теперь классика. По принципу вечности.
И вот своих вымышленных друзей вспоминает мама – она про это не говорит, но ее выдают глаза (наверное, это покажется удивительным, если вспомнить, что играют куклы), которые вдруг в момент кульминации осознали «трагедию» маленького человека, боль его внутреннего мира – то, что Малышу не хватает родительской ласки. А прекрасный мужчина в самом расцвете сил напоминает Фрекен Бок о том, как она сама играла с ним вместе – воспоминание представлено с помощью театра теней.
Олицетворение детства
Сам же Карлсон тут – герой не конкретный, а олицетворение целого детского мира с его противоречиями.
– «Малыша и Карлсона» редко можно увидеть в театре, но все помнят мультфильм и замечательный голос Василия Ливанова, который озвучивал Карлсона. Это самая первая ассоциация, и я очень боялся, что меня будут сравнивать с ним, но мне хочется верить, что у меня получилось создать своего Карлсона. Каждый раз из зала идет ответная волна, которая заряжает, – рассказал исполнитель роли, актер Александр Верхоземский.
Его Карлсон – не только воображение, не просто друг, разрушитель стереотипов и хулиган, а проводник по воспоминаниям для взрослых и устроитель спонтанных приключений для детей, их радость и смех, таблетка от одиночества. Это детство, которое есть у каждого из нас.
Вот в своем детстве актриса Надежда Беззубова, исполнявшая роль Малыша, не видела легендарного мультфильма и посмотрела только когда готовилась к роли.
– У нас не было телевизора, поэтому я много чего не видела, – признается актриса. – И, готовясь к роли, я этот мультфильм больше слушала, чем смотрела, потому что было важно подобрать голос, которым будет говорить Малыш. Мне хотелось, чтобы он был теплым, детским и не повторялся с тем, что уже было. И важно было еще показать определенное взросление с помощью голоса – сначала Малыш очень застенчив, потом он становится чуть-чуть смелее, когда соглашается на первые приключения с Карлсоном, а потом и вовсе способен дать отпор Фрекен Бок.
Екатерина Кочурова играет маму.
– Спектакль про детское одиночество и взаимоотношения между поколениями. Детей нужно любить, уделять им много внимания. Я трижды мама, и, знаете, мой личный опыт пригодился мне на сцене, а со сцены я взяла урок для себя в жизни. Стала по-другому относиться к своим детям, больше к ним прислушиваться. Да, мы устаем, всегда заняты важными делами, но если ребенок что-то спрашивает, если его что-то интересует, нужно с ним пообщаться на эту тему. Ему важно быть услышанным и получить ответ на свой вопрос. В этом и есть основной посыл спектакля, – рассказывает актриса Екатерина Кочурова.