2024-12-26

В Воронеже показали мистическую «Черную курицу» ручной работы

Российский академический Молодежный театр показал на воронежской сцене спектакль «Черная курица» по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Показ состоялся в рамках программы детского театрального фестиваля «Маршак». 

Российский академический Молодежный театр показал на воронежской сцене спектакль «Черная курица» по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Показ состоялся в рамках программы детского театрального фестиваля «Маршак».

DSC01630.jpg

Режиссер Екатерина Половцева и художник Эмиль Капелюш создали динамичный и живой, полный загадочных теней и фантастических существ спектакль. Для повествования в сценическом пространстве авторы выбрали кинематографический способ: история оживает с помощью театра теней внутри белого экрана, затем плавно выходит в само пространство сцены. Для перехода в подземный мир использованы металлические конструкции, а не современные технологии. 

DSC01850.jpg

Постановщики сознательно отказались от разного рода технических эффектов. «Черная курица» – это кукольный и теневой театр с использованием элементов перформативного искусства. Как объяснила режиссер Екатерина Половцева, они с художником сошлись во мнении о перенасыщении детских и подростковых спектаклей графикой, тогда как им хотелось чего-то более настоящего и теплого, за чем зрители хотели бы возвращаться. 

DSC01795.jpg

Декорации в спектакле – отдельное действующее лицо, а оживляют их десятки техников, работа которых спрятана от зрительских глаз. В РАМТе даже шутили, что стоит начать продавать билеты за кулисы, потому как во время показов там разворачивается отдельное, не менее зрелищное представление. Костюм курицы весит 10 килограммов, и актеру Максиму Керину сперва пришлось «срастись» со своим образом. По его словам, в работе над постановкой артист всегда проходит стадию борьбы с декорациями и костюмами, прежде чем сумеет присвоить их и адаптироваться к образу.

– Когда я надел костюм, я понял, что из инструментов, доступных мне, остается только пластика. Я должен был как-то показать курицу, чтобы это было узнаваемо, – говорит Максим Керин.

DSC01745.jpg

Произведение Погорельского практически не адаптировали, хотя из-за динамичного спектакля и насыщенного визуального ряда кажется, будто текста в постановке мало. Зато такие слова, как «неучтиво», «империал», «чухонка» и другие, не останутся незамеченными. Язык произведения – красивый, литературный и образный, но некоторые слова могут быть не понятны поколению гаджетов. В РАМТе даже сделали приложение к программке в виде небольшого словарика.

– Особая прелесть произведения – в языке. Когда читаешь текст через старинные обороты, то с первых строк погружаешься в эту историю. Мы стали говорить как-то просто и рублено, а в архаичном языке есть какая-то музыкальность, от которой мы отвыкли, – рассказал исполнитель ролей Учителя и Короля Алексей Блохин.

DSC01971.jpg

Антоний Погорельский сочинил сказку для племянника Алеши, вложив в сюжет, чем-то напоминающий гофмановский, несколько педагогических советов: будь скромным и трудолюбивым, не задирай нос, не лги и всегда держи слово. В интерпретации РАМТа звучит еще одна важна тема – тема прощения, которая делает эту историю светлее.

– Природа человека такова, что он приходит в мир, чтобы разрушать, в нем всегда борются светлое и темное начала. Но при этом есть принятие, прощение, сострадание, есть надежда Бога на то, что ты справишься. Ты ошибаешься, а тебе снова и снова дают шанс. Я изменила финал спектакля, потому что мне хотелось, чтобы, несмотря ни на что, подземные жители, высшие силы оставались среди нас, – объяснила Екатерина Половцева.

DSC02061.jpg

Спектакль «Черная курица» стал лауреатом театральной премии «МК» в номинации «Лучший детский спектакль сезона» и премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» (2019).

Российский академический Молодежный театр на детском театральном фестивале «Маршак» сыграл также спектакль «Манюня»