2024-09-21

В Воронеже показали мистическое фэнтези для подростков и взрослых

В Воронеже показали мистическое фэнтези для подростков и взрослых
Пугающе, страшно, но жутко интересно – именно таким запомнился воронежскому зрителю спектакль «Белая уточка», представленный Театром кукол Образцова и режиссером Борисом Константиновым в финале фестиваля «Маршак». Жанр постановки определили как «фолк-хоррор».

Колдовские образы, мгновенные превращения людей в птиц и обратно, авторский грим и декорации, завораживающие куклы-маски. Ритуалы и обряды в спектакле вплетаются в сюжетную канву и создают особый мир древних сказаний. В основе спектакля – сказка о коварной ведьме, которая превратила молодую княгиню в белую уточку.

– Это сказ о ценностях семейного очага, о необходимости держать слово и бороться за свою любовь, – объясняет режиссер Борис Константинов, показавший в своей работе безграничное фольклорное и обрядовое богатство.

Почти вся сцена театра драмы, где московская труппа играла спектакль, занята декорацией, напоминающей болотную кочку – как намек, что любое неверное движение, нарушенное обещание может засосать нас в трясину. При этом на ней же, словно на высокой горе – семейное гнездышко князя и княгини. Зло и добро будто соседствуют, существуют неотъемлемо друг от друга. Но зло так и ждет удобного случая, когда кто-то оступится, чтобы всецело окутать тьмой все вокруг.

Княгиня же, поддавшись искушению, отступает от данного мужу обещания – «Высокого терема не покидай, худых речей не слушайся, с дурными людьми не ватажься!» Так она становится заколдованной уткой (актриса Екатерина Малетина изображает ее с помощью рук, и ее уточка очень естественно бороздит водную гладь, вызывая сочувствие), а колдунья с перьями вместо пальцев занимает ее место рядом с молодым мужем. Актер Владислав Камышников, исполняющий этот образ, делает его зловещим даже в ломаных движениях.

На сцене – все же синтез драматического и кукольного театра. Здесь используются куклы-марионетки – дети-птицы княгини. И такой синтез производит весьма сильное впечатление, ведь на фоне зловещего музыкального оформления (звучат барабаны, рог, лютня, варган, другие народные инструменты), антуража, делающего все происходящее безумным сновидением, кажущегося торжества зла, – актриса Екатерина Малетина в каждом своем действии согревает надеждой, что добро победит. С такой материнской лаской, например, она обнимает своих птенчиков; взглядом говорит с мужем, который ее не узнает, о любви.

Сказка в новаторском для Театра Образцова формате подходит для поклонников триллеров, артхауса и авторского театра. Она не оставляет равнодушными зрителей, отпуская их после 50-минутного представления с мыслями для разговора друг с другом и внутреннего диалога с собой.

Спектакль «Белая уточка» – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в двух в номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучшая работа режиссера».