Воронежцам снова предоставили уникальную возможность ознакомиться с лучшими образцами современной российской и зарубежной анимации. В рамках «Большого фестиваля мультфильмов» (БФМ), прошедшего в нашем городе в период с 25 по 28 февраля, поклонники жанра смогли увидеть множество лент, отмеченных важными наградами и номинированных на престижные премии.
Накануне открытия фестиваля программный директор БФМ, кинокритик Мария Терещенко рассказала журналистам о грядущем действе. Она напомнила, что традиционно кроме показов предполагаются и многочисленные мастер-классы. В частности, одним из гостей фестиваля в этом году стал знаменитый российский режиссер Алексей Демин, проведший мастер-класс в Книжном клубе «Петровский». Кроме того, в рамках форума работали творческие мастерские, где любой желающий мог попробовать себя в создании фильмов – в разных анимационных техниках. Мария Конева учила работать в технике меловой анимации, а Федор Михайлов – создавать оптические игрушки.
Но главная «фишка» фестиваля – конечно, визуальная программа.
– По традиции мы показываем и лучшие российские мультики, и зарубежные проекты – призеры международных фестивалей. Так, зрителям предложена лента-номинант на «Оскар» – «Завтрашний мир» Дона Хертцфельда. История о том, как девочку посещает ее праправнучка, клонированная в будущем. Это дико грустное и одновременно смешное кино, снятое в абсурдистской манере, скупой эстетике, с яркими диалогами и пронзительным смыслом. Любопытен и фильм «Хозяин» – об обезьяне и собаке, оставшихся в доме без присмотра. Еще один фаворит – необыкновенно заводной, зажигательный, по-хорошему наглый мультик «У пони Лесли отличный день».
Также публике показали новые серии полюбившихся проектов «Маша и медведь», «Фиксики», «Белка и Стрелка», «Ми-ми-мишки», «Бумажки», «Тима и Тома», «Защитники». А еще – короткометражку Леонида Шмелькова «Очень одинокий петух», «Как живут котики» Веры Мякишевой, «Волк Вася» Екатерины Соколовой, получивший один из главных призов на фестивале «Крок».
Журналистам на предфестивальной пресс-конференции тоже продемонстрировали некоторые проекты нынешнего БФМ. Никаких принципиально новых тенденций в представленных лентах увидеть не удалось. Увы, пока мы все еще плетемся в хвосте мирового прогресса: «импортные» мульты – живые, свежие и стильные, а наши – затянутые и, по сути, ни о чем. Ощущение, что нынешняя российская анимационная индустрия копирует худшие образцы поделок «Союзмультфильма». С поправкой на то, что с момента развала «совка» прошел уже не один десяток лет, и технологии, конечно, поменялись.
Технологии-то поменялись, но изобретательности, к сожалению, больше не стало. Зато никуда не делась русская неизбывность, коллективный траур по еще не прожитой до конца жизни, грузность и напряженность. А ведь создатели фестиваля уверяли нас, что их образцы – лучшие из лучших. Прошедшие через множество ступеней отбора. Мария Терещенко рассказала, что составление воронежской программы проходило непросто: в наш город привезли только «самый сок», любовно отобранный «бест» из сокращенной программы Московского фестиваля, прошедшего в ноябре прошлого года. Если это действительно так – страшно представить, каковы тогда худшие образцы современной российской анимации…
Что же до отличий от мероприятий прошлых лет, то тут, по словам организаторов, «отличалось все».
– Каждый фестиваль – уникальный, поскольку мы не повторяем фильмы; это всегда абсолютно новый набор, – пояснила Мария Терещенко. – В этом году привезли программу «Утренник сериалов», которую никогда в Воронеж не привозили. В сравнении с прошлым годом повторяется только структура. Это как пирог: он и есть пирог, но тесто и начинка – другие.
Журналистов интересовало, как сказался экономический кризис на таком масштабном мероприятии. Оказалось, что практически никак. По признанию Марии, организаторам пришлось только «больше побегать», доказывая партнерам необходимость выделения под проект тех или иных сумм. Понятно, что для зарубежных продуктов авторские отчисления из-за скачка курсов валют возросли вдвое. Но поскольку фестиваль изначально создавался на некоммерческой основе и не ставил целью получение прибыли, вопросы экономики творческую группу волновали не в первую очередь.
Да и в целом, отметила Мария Терещенко, кризис не особенно повлиял на индустрию: количество новых проектов не сократилось. Вероятно, это стоит связать с тем, что для многих творческих людей подобные условия становятся стимулом работать на преодоление. Да и создание анимационного фильма сегодня – уже не такой материально затратный процесс, как когда-то. Большая часть операций делается при помощи специального программного обеспечения, владея которым несложно добиться впечатляющих результатов, что называется, минимальными средствами.