По предварительной информации, кран принадлежит ООО «ВМУ-2», которое застраивает многоэтажками площадки в районе улиц Федора Тютчева, Сельская и федеральной трассы М4 «Дон». ООО, принадлежащее супруге председателя городской Думы Воронежа, пока никак не комментировало происшествие.
А за неделю до этого судебные приставы в Хохле опечатали и приостановили на 60 суток башенный кран за нарушение норм и правил промышленной безопасности – на основании постановления Верхне-Донского управления Ростехнадзора.
Управление проверяло деятельность некоего ООО «Т» и обнаружило в его кране очевидное-невероятное: деревянный пол в кабине крановщика местами прогнил, разрушена тормозная колодка механизма грузовой лебедки, ослаблено крепление тупиковых упоров рельсового пути, демонтированы сбрасывающие плужки на ходовых тележках. ООО «Т» вменили ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» и наказали его приостановлением работы башенного крана на 60 суток.
Чтобы понять, откуда взялось такое чудо в эпоху нанотехнологий и вставания страны с колен, необходим краткий экскурс в прошлое.
На кого Бог пошлет
Количество башенных кранов, упавших в Воронеже, учету поддается с трудом. Летопись кранопада можно начать с лета 2007-го от Рождества Христова: тогда краны в Воронеже падали трижды: 26 июля, 6 и 13 августа.
Один упал у Дворца спорта «Юбилейный», вплотную со стройкой, объявленной незаконной и мэром, и губернатором, но не понесшую от этого никакого ущерба.
Другой упал в частном секторе; 20-метровая стрела крана легла на частный дом, смяла крышу, потолок, окно и ванную. Тогда счастливо обошлось без жертв; ущерб застройщик обещал возместить, но сроков не назвал. Тот случай был весьма нагляден насчет коррупции: по эскизному проекту здесь строился трехэтажный дом, а на деле возводили пятый этаж, и балконы уже нависли над частным домом.
Третий кран ехал по улице, и стрела его порвала троллейбусные провода и упала на проезжую часть, повредив легковушку, микроавтобус и два грузовика, надолго парализовав движение по улице. Тогда погибла крановщица Екатерина Ковалева (31 год, двое детей). А кран был ненамного моложе ее – 24 года.
22.08.2008 очередной кран рухнул возле универмага «Россия» в самом центре Воронежа. В плотной жилой застройке стрела крана сумела лечь возле 4-этажного дома так, чтоб никого не унести с собой на тот свет. Один из жильцов назвал это последним предупреждением жадности «застройщиков», которые выжимают прибыль из престарелой техники. Как хозяева маршруток, которые везут из Европы в Воронеж списанную рухлядь и делают свой бизнес дешево и сердито.
С ним тогда категорически не согласилось ОАО «Строительно-финансовая группа» и заявило: никакие краны у нас не падали, все идет по плану, строим высотный жилой комплекс-люкс, решили вот демонтировать слишком мощный кран, но немножко не рассчитали, и он громковато шмякнулся на землю. Да, рядом с грузовиком и рабочими, но ничего страшного, так и было задумано!
Некоторые ветераны строительного рынка области в комментариях к этому случаю вспоминали времена, когда строительных фирм в городе было не больше дюжины, и краны не падали. А теперь появились сотни фирм типа «участок – начальник – секретарша»: в Воронеже выдано больше двух тысяч лицензий «строительного» профиля. И то, что было раньше недопустимым в строительстве, просто получило свою кабинетную цену. Так что падение кранов и впредь – объективная неизбежность.
И как в воду глядели ветераны: 22.12.2008 в центре Воронежа на строящееся здание, в котором работали живые люди, вновь упал кран. Он был, по обыкновению, дряхлым, и его стрела сломалась под непосильным грузом. Ростехнадзор по этому поводу лишь констатировал, что 70% кранов в области непригодны к эксплуатации. А почему он спокойно наблюдает, осталось секретом фирмы. Или Полишинеля.
В Союзе строителей Воронежа очередное ЧП тогда прокомментировали так: краны перестанут падать лишь после того, как бизнес в России станет цивилизованным, когда чиновные бизнесмены уйдут из строительства, а серьезные фирмы обновят технику и наберут профессионалов-строителей, а не шабашников, и ЧП типа падения крана в густо населенном районе принесет фирмам крупные убытки и даже банкротство, а не штрафы ценой в квадратный дециметр жилплощади.
3.03.2009 в Воронеже рухнул кран, работавший на строительстве школы: груз оказался чрезмерным для весьма подержанной машины. Машинистка чудом осталась жива: ее увезла «скорая» с черепно-мозговой травмой. Место происшествия оцепили, а рабочие со стройки посмеялись над репортерами: ничего у нас, мол, не падало, все хорошо.
В феврале 2010-го упавшая стрела крана на стройке у областной больницы убила рабочего. 26.04.2011 на стройплощадке по адресу Сакко и Ванцетти, 96 перевернулся кран, его 16-метровая стрела упала на бытовку строителей – к счастью, без жертв. Это ООО «Стройфинанс» возводило здесь 14-этажный жилой дом бизнес-класса.
15.01.2015 на стройке в Новоусманском районе при падении башенного крана крановщица 46 лет погибла, оставив сиротами двоих детей.
1.02.2015 башенный кран упал на проезде Свободы, д. 59 села Каменно-Степное в Таловском районе Воронежской области, на территории строящегося комбикормового завода ООО «Агровеко»; разрушений нет, но крановщица 52 лет получила тяжкие повреждения и впала в кому.
В декабре 2015-го опытная воронежская крановщица дала журналистам интервью под названием «Мы работаем на технике, которой место на свалке». И рассказала, что каждый раз, выходя на работу, боится за свою жизнь, и что дети ее останутся без мамы, а ситуация с каждым годом всё хуже. Но если крановщица начнет жаловаться или, не дай Бог, сделает запись в вахтенном журнале о неисправностях, ее уволят с волчьим билетом, и никто в городе не возьмёт на работу.
Как и было задумано
27.02.2016 во двор дома на Плехановской упал немецкий автокран «Либхер». ООО «Промресурс» собралось монтировать вентиляцию на крыше «Центра «Галереи Чижова», но на служебной парковке за центром асфальт под краном проломился, и он всеми своими тоннами шмякнулся во двор дома № 31. Жителям его повезло: крановщик не успел выпустить стрелу длиной 72 метра, а кран не задел ни дом, ни машины, стоявшие во дворе, упокоившись рядом со стеной дома. Обошлось без жертв, и даже водитель крана тем же чудом не пострадал.
При разборе полетов «Галерея» сообщила, что кран упал по запланированной траектории. Мол, при нем работает целая команда специалистов, которая тщательно просчитывает возможное его поведение – даже если он решит прилечь «в процессе раскатывания стрелы». Команда обеспечивает все меры безопасности, включая оцепление периметра. Все произошло по ее расчетам: кран упал «по однозначно прогнозируемой траектории» и так, чтоб никому не навредить. Ничего страшного не случилось: кран ценой 100 млн рублей даже работоспособность не потерял, его починят и поднимут, и вентиляцию таки смонтируют.
21.10.2016 на месте реконструкции развязки на 9 Января рухнул очередной кран. Без жертв. А в соцсетях печалились тому, что вместе с краном рухнула последняя надежда, что дорогу достроят вовремя – ну никак не идёт работа: то проект не доработан, то кран упадёт, то снег пойдёт...
Ровно через год, в октябре 2017-го, стрела крана упала на строящийся высотный дом на улице Шишкова. А по соседству на днях открылся детский садик. Если б стрела рухнула на него…
И вот пришел август 2018-го и принес новый кранопад. Ну, ждем, что обойдется.