2024-11-01

В Воронеже на месте застроенных территорий появятся устойчивые

В понедельник, 25 ноября, на совместном заседании четырех комиссий городской думы был заслушан отчет Контрольно-счетной палаты о ходе выполнения муниципальной программы «Развитие застроенных территорий». Принятая в 2010 году программа рассчитана на период до 2030 года, но, судя по тону разговора, шедшего на заседании, по крайней мере в обозримом будущем шансов на ее реализацию нет.

В понедельник, 25 ноября, на совместном заседании четырех комиссий городской Думы был заслушан отчет Контрольно-счетной палаты о ходе выполнения муниципальной программы «Развитие застроенных территорий». Принятая в 2010 году программа рассчитана на период до 2030 года, но, судя по тону разговора, шедшего на заседании, по крайней мере в обозримом будущем шансов на ее реализацию нет.

Как сообщила председатель КСП Елена Литвинчук, за время с 2012 по 2018 год было принято решение о развитии 22 территорий, где планировалось снести 349 ветхих и аварийных домов. Но с 2012 года удалось провести только десять аукционов в отношении девяти территорий. Согласно данным проверки КСП, с момента принятия решения о развитии той или иной территории до аукциона проходит в среднем полтора года.

В КСП отметили, что такие аукционы имеют смысл только при наличии конкретного интереса со стороны конкретного застройщика. А когда такого выраженного интереса нет, аукционы признаются несостоявшимися, а бюджетные деньги на их проведение уходят впустую. Таких – несостоявшихся – аукционов было три: дважды по микрорайону, примыкающему к переулку Отличников, один раз – по кварталу «улица Конструкторов – Крымская – Пирогова».

Отчего же у строительных компаний такой невысокий интерес к развитию территории в черте города? Секрета тут нет: как пояснил Елена Литвинчук, застройщиков останавливают затраты на расселение людей из домов, подлежащих сносу; эти расходы составляют до 30% от стоимости всех работ. При такой экономике остается удивляться, что хотя бы семь аукционов состоялись, что нашлись компании, которые запланировали инвестировать в эти микрорайоны порядка 2 млрд рублей, а муниципальной казне эти тендеры принесли более 38,6 млн рублей.

По данным КСП, в процессе реализации проектов уже были расселены жители пяти аварийных и 13 ветхих домов.

Дело осложняется не только дороговизной таких проектов. Как рассказала Елена Литвинчук, при заключении договоров у нас до сих пор не учитывается обеспеченность территории объектами социальной и транспортной инфраструктуры, в то время как в других городах все это прописывается изначально.

Впрочем, главный архитектор города Людмила Подшивалова сообщила: принято решение «вписывать» социальные объекты (школы, детсады, поликлиники) в аукционную документацию. Кроме того, по рекомендации КСП в администрации разработан регламент, ограничивающий время утверждения проектов планировки территории шестью месяцами (до сих пор этот процесс растягивался на полтора-два года).

И тем не менее депутаты не скрывали своего скепсиса в отношении перспектив реализации программы. Председатель градостроительной комиссии Иван Кандыбин, не боясь ошибиться, предсказал:

– Вот за 2,5 года город заключил только семь договоров на развитие застроенных территорий. Но из-за изменений законодательства о долевом строительстве мы в обозримом будущем о семи договорах будем только мечтать. Застройщик должен расселить всех и за два года построить новый микрорайон – на такие чудеса в Воронеже способна только одна компания.

Иван Кандыбин предложил подумать над альтернативной программой, поскольку имеющаяся «работать точно не будет».

Людмила Подшивалова с ним согласилась: программа работать не будет. Более того, по ее словам, в проекте Генплана, который сейчас находится в разработке, о застроенных территориях уже не упоминается, вводится новое понятие – территория устойчивого развития. По сути, объяснила главный архитектор, речь идет о принципиально новой территориальной зоне городского округа. И это, как предполагается, позволит совершенно иначе подходить к развитию застроенных микрорайонов, поскольку круг обязательств местных властей и застройщиков будет строго определен. К примеру, все, что касается социальной инфраструктуры, будет заранее закреплено за муниципалитетом, что, по идее, должно мотивировать строительные компании к участию в развитии «депрессивных» микрорайонов.