2024-12-16

В Воронеже Камерный театр поставил магическую драму норвежского писателя

Повседневную жизнь, разложенную на неожиданные элементы, представил в своем спектакле один из самых востребованных молодых российских режиссеров Антон Федоров – номинант на премию «Золотая маска» – 2022. Спектакль «Ребенок» сконструирован по особому жанру, делающему театр театром.

Повседневную жизнь, разложенную на неожиданные элементы, представил в своем спектакле один из самых востребованных молодых российских режиссеров Антон Федоров – номинант на премию «Золотая маска» – 2022. Спектакль «Ребенок» сконструирован по особому жанру, делающему театр театром.

ВОПРЕКИ ЗАКОНАМ ЛОГИКИ

В своей работе Антон Федоров опирается на пьесу норвежского драматурга Юна Фоссе, дважды номинированного на Нобелевскую премию по литературе. Каждый текст Фоссе – размышление о вечности и о человеке, дающее ощущение сосуществования бытового и метафизического. Пожалуй, в режиссерском спектакле сохранилось от оригинального Фоссе главное – настроение. В целом же история Федорова напоминает какие-то обрывки и «тени» – мозаику, которая не складывается. Но что, если правильно именно так?

Фредрик (актер Михаил Гостев) и Арвид (Андрей Новиков) встречаются на остановке общественного транспорта, позже к ним присоединяется Агнес (Яна Кузина). Арвид – ее прошлое, Фредрик – будущее. Судьбы людей этого треугольника вмиг обрастают странностями, вопросы остаются без ответов, а двое непутевых молодых людей создают семью и уже ждут ребенка, казалось бы, вопреки всем законам логики. У этих отношений нет никакого «словесного» развития – эти двое разговаривают междометиями (буквально) и, просто гуляя по улицам, забредают в церковь, где уже дают клятвы.

Вообще это вроде бы самый обычный сценарий: мы встречаемся, влюбляемся, ходим на свидания, создаем семью, рожаем детей. Живем, равняясь на общепринятые нормы. Но и капризничаем, протестуем, хотим быть не похожими на других – и тогда придерживаемся других моделей поведения, тогда нам кажется, что мы сами прокладываем пути своей жизни. Но что если не мы, а пространство, в котором мы живем, играет нами, как кубиком Рубика? Туда-сюда, туда-сюда, и вот – у нас переменчивое настроение, нелогичные поступки…

У пространства, которое окружает персонажей, тоже есть роль. Внешне это неброский спектакль – на сцене только «коробка», символизирующая остановку, и прямоугольные блоки на полу – это квартира молодоженов. Остальное – миражи, создаваемые звуком и светом, возникающие благодаря усилиям Игоря Фомина (свет) и Алексея Бычкова (видеопроекции). Они создали ливень, который дарит осеннюю прохладу; кружево листьев как напоминание о беззаботном времени; и будто тетрис из планировки комнат, стены которых «ходят» туда-сюда, наводя на мысли о хрупкости бытия.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

– «Ребенок» – это коллаж из эмоций, переживаний, непониманий, иронии, юмора, – объемный срез жизни, – так охарактеризовал пьесу режиссер. – Персонажи находятся в измененном состоянии сознания с самого начала. В каждой сцене драматург задает все больше вопросов, только в существующих бытовых обстоятельствах ответы на них найти невозможно. Его персонажи остаются наедине с пустотой. Происходит столкновение с ней, и именно здесь возникает особенное пространство, которое располагает к поиску нового, непривычного способа существования для актера и зрителя.

Когда «Ребенка» поставили одновременно в Хельсинки и Лондоне, сам Юн Фоссе рассказывал «Петербургскому театральному журналу» о том, какими немыслимо разными они получились. В одном из них актеры страдали и рыдали, в другом – эмоции вовсе не выходили наружу, словно была дистанция между ними и исполнителями ролей. Сам автор убежден, что для его пьес лучше, когда эмоции героев «закрыты плотной крышкой и под этой крышкой кипят». Но в кажущейся пустоте эмоций на Камерной сцене все же ощущается тревога, и не зря – тяжелая беременность Агнес заканчивается трагически.

В спектакле заняты Михаил Гостев, Яна Кузина, Андрей Новиков, Тамара Цыганова, Наталья Шевченко, Василий Шумский и Олег Луконин, а также танцевальная труппа Камерного театра. Что касается актерских работ, то это тот редкий случай, когда сложился органичный ансамбль: каждый уникален, но никто не выбивается. А за танцорами – финальная точка, постскриптум о бесконечных родах. Он выглядит иронично на фоне горя в молодой семье, но, может, это говорит о том, что все еще будет?

Еще одно подтверждение, что вопросов больше, чем ответов. Поискать их можно на очередных показах спектакля 20 января и 5 февраля.

Фото Алексея БЫЧКОВА