2024-11-22

В Воронеже изобрели способ борьбы с нарушителями Строительного кодекса

В частном секторе Коминтерновском районе Воронежа началось рытье котлована. Сообщения подобного рода проходили бы незамеченными в миллионном городе. Но в отдельно взятом микрорайоне жители реагируют на перспективы такого строительства нервно и дружно. Очень быстро находятся среди соседей специалисты, которые вымеряют расстояние до новостройки, число загубленных деревьев и квадратных метров затенения.


В частном секторе в Коминтерновском районе Воронежа началось рытье котлована. Сообщения подобного рода проходили бы незамеченными в миллионном городе. Но в отдельно взятом микрорайоне жители реагируют на перспективы такого строительства нервно и дружно. Очень быстро находятся среди соседей специалисты, которые вымеряют расстояние до новостройки, число загубленных деревьев и квадратных метров затенения.

Мне приходилось бывать на общественных слушаниях по поводу строительства новых объектов. Не было случая, чтобы местные жители были за проект. Бедным застройщикам приходилось буквально подкупать оппонентов обещаниями новых скверов и велодорожек. Иногда- делегировать на дискуссии своих работников под видом "мимо проходивших": те лепетали что-то жалкое, смущались и выдавали себя. Но я в душе был на их стороне. Город с нарастающим дефицитом земли, что ни говори, должен развиваться. Нам нужны новые дороги, соцобъекты, жилье, рабочие места. А главное – эти предприниматели хотели идти законным путем, что делают далеко не все.

Чаще получается, что главное нарушение таится не в отхваченных метрах, а в документации: разрешения на строительство на руках у застройщика нет, и он явно рассчитывает на старый, но эффективный трюк: ввязаться в драку, а там будет проще. Его союзниками станут дольщики, которые подписались на эту авантюру. Может, по глупости, а может, по трезвому расчету: ведь за обманутых дольщиков могут взыскать гораздо жестче, чем за нарушение регламентов.

Так что не мытьем так катаньем стройфальсификат оформляется.  Так уж сложилось, что Воронежская область – регион, где строительное сообщество – влиятельная хозяйственная и даже политическая сила. И крайне редко, кто берется воевать с ветряными мельницами. Не случайно в начале нулевых, в разгар "точечного строительства" Воронеж называли столицей строительного беспредела. Впрочем, сами же мы и называли.

Более поздняя история– эпопея Александра Татаринова, простого парня с улицы Марата. Там жителям частных домов объявили, что будут строить по соседству двухэтажное здание. Потом застройщик сменился, и выяснилось, что здание это будет о семи этажах, и даже на верхних уровнях некоторые квартиры уже проданы по договорам «долевки»: место элитное, с видом на водохранилище.

Так вот, когда Александр пришел в редакцию, у было лицо фанатика, глаза горели; он показывал множество ответов на коллективные жалобы. Даже генпрокурор его поддержал. Но потребовалось еще целая серия судов, чтобы вернуть строение к первоначально заявленной этажности.  

Я думал, что нет выше беспредела, чем городушки вдоль водохранилища и на речке Воронеж. Сколько бы предписаний не выдавали владельцам заборов, ворот и цепей, ограничивающих доступ граждан к реке, все кончается одним и тем же. Приходит инспектор- ворота открывают, уходит – закрывают снова.

Но вот областной департамент экологии нашел 80 участков в прибрежной зоне Усманки. И на каждый имеется «зеленка», и  на многие уже готовы проекты строительства.

Это нарушение всех мыслимых норм. Земельный кодекс РФ однозначно запрещает приватизацию земельных участков береговой полосы, а Водный кодекс вообще запрещает вести там  любую деятельность. Но наше правовое поле – самое гуманное правовое поле в мире. Пока будут идти долгие суды и бесконечные предписания, в домах у Усманки может вырасти не одно поколение воронежцев, воспитанных в духе нигилизма.

Поэтому стоит ввести еще одну норму: сила противодействия должна соответствовать наглости действия. В простейшем случае это пара 600-сильных бульдозеров или экскаваторов, стоящих по берегам реки с хорошо отлаженными моторами. Как только на берегу начнется новое строительство, моторы заурчат и… И скоро стройбеспредел закончится. По крайней мере, в отдельно взятом регионе.