На факультете компьютерных наук Воронежского государственного университета работает лаборатория медицинской кибернетики, где студенты под руководством кандидата медицинских наук Ярослава Туровского осуществляют исследования в самых передовых областях науки: разрабатывают нейрокомпьютерные и окулографическиие интерфейсы, миоэлектрические протезы, создают методы анализа кардиограмм и энцефалограмм и многое другое.
Несколько дней назад в лаборатории завершились очередные испытания модифицированных окулографических интерфейсов, то есть интерфейсов, в которых управление внешними устройствами или компьютером осуществляется движениями глаз. В ходе испытаний показана высокая точность и устойчивость интерфейса к помехам.
Пользователь интерфейса не ограничен в возможности свободного перемещения: за счёт оригинальных алгоритмов и программных решений, помимо непосредственно управления внешними устройствами с помощью окулоинтерфейса, он может также выполнять и иные виды деятельности, требующие концентрации внимания и изменения направления взгляда. При этом сохраняется управление внешними устройствами. С возможностями разработанных интерфейсов любой желающий может ознакомиться на YouTube-странице лаборатории.
Полученные результаты, помимо новых данных по теории гибридного интеллекта представляют интерес для широкого круга направлений.
Актуальность в рамках реабилитологии определена тем, что управляемые взглядом устройства за рубежом уже становятся значимым и широкодоступным в быту подспорьем для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Например, управляемые взглядом коляски. Второе направление в рамках реабилитологии – разработка систем тренировки инвалидов. Занимаясь на специальных управляемых взглядом тренажерах, человек с определенными поврежденными зонами мозга может выполнять когнитивные упражнения, например, тренировать внимание. Этот проект также может найти свое применение в автомобильной сфере, в частности, для обучения водителей – фиксируя движение глаз, можно разработать адаптированную индивидуальную педагогическую программу.