Жанр постановки команда «Нового театра» определяет как «давно ушедшее воспоминание». В основе спектакля «Сирень. История любви Рахманинова» - история первой любви известного композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова. Летом 1890 года он, 17-летний юноша, впервые приехал в деревню Ивановка Тамбовской губернии – в усадьбу своих родственников Сатиных. Там он познакомился с двоюродными сестрами Натальей и Софией, а также гостившими здесь троюродными сестрами Натальей, Людмилой и Верой Скалон.
Между юными Сергеем Рахманиновым и Верой Скалон вспыхнули первые романтические чувства. Эта влюбленность слилась в душе композитора с «сиреневым буйством», царившим в усадьбе, и стала мощным фундаментом для его творчества. Зрители увидели загадочную историю любви, которая тесно связана с творчеством композитора. Чем она заканчивается – узнают зрители.
Поставить спектакль о первой юношеской любви Рахманинова и Веры Скалон режиссер «Нового театра» Виктория Шаламова решила после прочтения повести Юрия Нагибина «Сирень». Именно в ней описывается романтическая линия их отношений. После этого Виктория связалась с драматургом Ириной Васьковской, которая написала для «Нового театра» пьесу «Сирень. История любви Рахманинова». Кстати, с Ириной театр сотрудничает уже не в первый раз – именно по ее пьесе был поставлен спектакль «Бог ездит на велосипеде».
– В основе пьесы Ирины Васьковской лежит повесть Юрия Нагибина «Сирень», а также много документального материала – дневники Веры Скалон, письма Рахманинова. Выдержки из них зрители слышат во время спектакля, - рассказала актриса и руководитель спецпроектов «Нового театра» Мария Конотоп.
Поставить новый спектакль команда «Нового театра» смогла на грант, выигранный у Российского фонда культуры. Кстати, создание постановки тяжело далось всему творческому коллективу. По независящим от команды театра обстоятельствам подготовить спектакль нужно было в экстремально сжатые сроки – всего за месяц! Работа над новой постановкой совпала с еще одной премьерой – спектаклем «Пушкин в кедах».
– Нам приходилось репетировать по ночам. В течение двух недель мы репетировали каждую ночь – другого времени у нас просто не было, - поделилась Мария Конотоп.
В процессе подготовки спектакля актеры изучали биографию Сергея Рахманинова, его взаимоотношения с сестрами Скалон и с будущей женой Натальей Сатиной. Все они были для композитора живыми музами.
– Все сестры Скалон – не только Вера, но и Татуша (Наталья) и Лёля (Людмила) – оказали сильное влияние на творчество композитора. Нам как дилетантам было интересно погрузиться в историю их взаимоотношений. Мало кто знает подлинную биографию Сергея Рахманинова, мало кто работал в его архивах, - рассказала Мария Конотоп.
– Мне спектакль дался эмоционально очень тяжело. Когда прикасаешься к такой фигуре, как Рахманинов, чувствуешь большую ответственность. Нужно все сделать грамотно, бережно, этично. Конечно, нужно понимать, что пьеса, как и повесть Юрия Нагибина, – это художественный вымысел, хоть и основанный на документальном материале. Никто не знает, что было на самом деле, - добавила Виктория Шаламова.
Главные роли в спектакле исполняют Игорь Скрынников (Рахманинов), Мария Фролова (Вера), Мария Конотоп (Наталья), Олеся Галицына (Людмила). В спектакле также играют Елена Криштопа, Антон Веклич и Константин Гунькин.
В постановке «Сирень. История любви Рахманинова» много необычных режиссерских, художественных и хореографических находок. Исполняющие главные роли актрисы одеты в белоснежные одежды, а в оформлении сцены использована прозрачная белая ткань. В процессе театрального действия она превращается то в воду, то в качели, то в разделяющую героев преграду.
Еще одна интересная находка – огромная разборная кукла, которую специально для «Нового театра» создал мастер-кукольник из воронежского Театра кукол. В процессе спектакля актеры управляют персонажем – переставляют его ноги, двигают руками и головой.
– В процессе подготовки спектакля мы приглашали актера Театра кукол, который помогал нам понять базовые принципы работы с куклой. Он очень нам помог. Поначалу нам было сложно управлять куклой – казалось, что это невозможно, - поделилась Мария Конотоп.
Но, пожалуй, главная изюминка спектакля – живая музыка Сергея Рахманинова, которую на протяжении всего спектакля исполняет на пианино Елена Криштопа – не только актриса, но и профессиональный музыкант.
Кстати, фортепиано стоит не в сторонке, а прямо в центре сцены. В процессе театрального действия актеры его легко передвигают.
Провернуть такой трюк с обычным неподъемным пианино было бы невозможно. Как поясняет Виктория Шаламова, фортепиано в спектакле – с секретом. Это стилизованный музыкальный инструмент, внутри которого спрятано электронное пианино.