2024-12-16

В поисках «пьес беспокойства»: в Воронежском ТЮЗе проходит конкурс драматургии для подростков

Найти пьесу современной стилистики и языка – в Воронежском театре юного зрителя проходит конкурс драматургии для подростков «ДрамТин». Что интересно нашим подросткам и способны ли эти темы воплотить на сцене режиссеры?

Найти пьесу современной стилистики и языка – в Воронежском театре юного зрителя проходит конкурс драматургии для подростков «ДрамТин». Что интересно нашим подросткам и способны ли эти темы воплотить на сцене режиссеры?

Из 71 присланной работы 11 дошли до этапа читок и прозвучали на малой сцене театра в исполнении артистов. Идея проведения конкурса принадлежит художественному руководителю ТЮЗа Евгению Кочеткову.

Новое слово

– Своей целью в проекте мы поставили поиск новых текстов, ориентированных на подростковую аудиторию, которые могут быть поставлены на сцене Театра юного зрителя. Мы принимали пьесы, которые участвовали в разных конкурсах драматургии и фестивалях, к примеру, «Ремарка» и «Любимовка», но это те тексты, которые еще не были нигде поставлены, – рассказал Евгений Кочетков.

В проекте три тура: отбор лучших пьес, этап читок и майская режиссерская лаборатория. В театр юного зрителя для работы приедут Василий Сенин, Анна Морозова и Максим Иванов – представители разных режиссерских школ. Удачные эскизы получат продолжение – «вырастут» в спектакли и войдут в репертуар. Хотя пока это только планы, ведь тексты «нового слова» не всегда просто поддаются сценическому осмыслению.

– Пьесы новые и несовершенные, но с ними хочется поработать. В современных текстах новый драматургический язык, к которому непросто подобрать ключик в виде нового сценического языка. Пробуем, – поясняет худрук ТЮЗа. – Но это и хорошо для режиссеров: современная пьеса дает ему свободу и пространство для творческого поиска.

«Пенка с сегодняшнего супа»

В новых пьесах действительно новый язык, а вот темы из серии вечных: становление героя, проблемы отцов и детей, любовь и предательство, дружба, тема жизни и смерти. В жюри конкурса, которое проводило отбор, вошли люди театра, филологи, театроведы и драматурги. Своим мнением о пьесах поделилась приглашенный эксперт, драматург Елена Исаева:

– Я выбирала пьесы, показавшиеся мне новыми. Они содержат высказывания, которые еще не приходилось слышать, либо эти пьесы – «пьесы беспокойства». Это не те, которые легко смотреть – когда знаешь, чем все закончится. Мне нравятся тексты, заставляющие думать. Пусть даже они не формируют однозначного мнения после просмотра, но они сеют в душе что-то, что заставляет тебя анализировать и переживать. Хорошо, что такие пьесы в этом конкурсе были, но больше оказалось ремесленно-традиционных историй, когда с самого начала понятно, что девочка и мальчик помирятся, а дочка примет маму такой, какая она есть.

Но были и находки – пьесы, написанные иначе и по форме, и по содержанию. Так, драматург Семен Вяткин представил «Книгу отзывов», в ней идет цирковое представление, но речь он ведет о насилии. Животные на арене цирка – люди, пережившие превращение из-за своих нехороших поступков.

– Это сказка, но очень современная и подростковая, потому что подростковая жестокость никуда не уходит из поколения в поколение, из века в век. А это то, что нужно научиться отпускать, чтобы оно не задерживалось в наших детях. Мне кажется, это история, которую важно показывать по всей стране, – говорит Елена Исаева. – Есть пьесы очень живые по языку, будто это пенка, снятая с сегодняшнего супа. Авторы прекрасно слышат современную подростковую речь, как, к примеру, драматург Ляля Петухова. Причем этот текст на сцене не надо расшифровывать, там и так все понятно из контекста общения. Когда автор по ходу действия объясняет те или иные слова, пьеса живет долго, не умирает с уходом сленга.

Новые возможности

Режиссерская лаборатория начнет свою работу уже в мае, и приглашенные постановщики смогут сами выбрать для себя пьесу из отобранных 11. Экспертный совет конкурса не будет влиять на их решение.

– Данный конкурс, на мой взгляд, открывает новые возможности для Воронежского театра юного зрителя. На читках я с новой стороны посмотрела на труппу: артисты с легкостью осваивают текст и вживаются в роли. Формат читок – вообще очень интересное явление, ведь актер тут как белый лист, он не обременен режиссерским решением, он говорит текст, как чувствует. Я не видела ни одной фальшивой работы! – добавляет Елена Исаева.

Конкурс драматургии для подростков «ДрамТин» проходил в ТЮЗе впервые, создатели не исключают, что он станет традиционным.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы ЕРМАКОВОЙ

Справка «Горкома36»

Евгений Кочетков назначен художественным руководителем Воронежского театра юного зрителя в январе 2022 года. На протяжении девяти лет работал режиссером-постановщиком Московского театра «Школа современной пьесы», а также был режиссером-координатором программы «Класс молодой режиссуры» и драматургического конкурса «Действующие лица».

Елена Исаева – поэт и драматург. Лауреат премий «Триумф», «Действующие лица». Участница фестивалей современной драматургии «Любимовка», «Новая драма», «Документальная драма». Автор нескольких журналов, семи сборников стихов и двух книг с пьесами. Ее стихи и пьесы переведены на разные языки.

В тему

23 апреля в 19.00 на платформе «Культура.РФ» состоится онлайн-трансляция спектакля ТЮЗа «Жизнь в вопросах и восклицаниях» (хроники любви в двух действиях) по рассказам А.П. Чехова. Режиссер – Вадим Кривошеев.

В основу спектакля легли семь рассказов: «Шуточка», «Пропащее дело», «Неудача», «Перед свадьбой», «Злой мальчик», «Жених», «Выигрышный билет». Рассказы объединены сквозной темой любви.

Показ состоится в рамках национального проекта «Культура», направленного на реализацию президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».