2024-10-08

В мэрии Воронежа обсудили проблему аварийности пассажирского транспорта

Кто больше проигрывает от роста числа аварий с участием городского пассажирского транспорта: власти или перевозчики?

Кто больше проигрывает от роста числа аварий с участием городского пассажирского транспорта: власти или перевозчики? Правильный ответ: пассажиры. Как сделать так, чтобы этих аварий стало меньше, следовательно, пассажирам ездить в автобусах и троллейбусах стало комфортнее и безопаснее? Ответы на этот вопрос искали участники совещания в мэрии Воронежа, прошедшего на днях под председательством первого вице-мэра по городскому хозяйству Вадима Кстенина.

Нарушение и наказание

Как отметил в своем докладе руководитель управления транспорта Владимир Анисимов, с начала года сотрудниками линейного отдела МУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) направлено в ГИБДД больше 350 материалов о привлечении водителей к ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД). К ответственности в итоге привлечено около сотни водителей, причем некоторые – по несколько раз. Эта статистика, еще раз подчеркнул Владимир Александрович, отражает только нарушения, выявленные сотрудниками линейного отдела, которая чисто физически не может быть полной: на шесть специалистов приходится свыше 1,5 тыс. пассажирских транспортных средств.

Разумеется, у ГИБДД возможностей для выявления фактов нарушения ПДД и ведения соответствующей статистики значительно больше. Так, по словам начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Воронежу Андрея Астанина, число аварий по вине водителей автобусов с начала года на 15% превысило показатель аналогичного периода прошлого года и составило более 2,5 тыс. фактов.

– Руководители транспортных предприятий бездействуют, не осуществляют контроль водителей на линии, – сокрушается он.

С тем, что руководители предприятий часто действительно не обращают должного внимания на факты нарушения их водителями ПДД, согласен и Владимир Анисимов.

– Мы обязательно направляем руководителям предприятий соответствующие отчеты, просим информировать нас о принятых мерах, – поясняет руководитель. – И да, иногда нам сообщают о том, что водитель наказан рублем, но чаще бывает, что просто грозят пальцем.

Плюс, по словам Анисимова, руководство АТП нередко игнорирует возможности использования имеющейся базы ЦОДД по водителям, допускавшим наиболее грубые нарушения за время работы на маршрутах города. И она постоянно обновляется.

Пассажирский рейтинг

Какие выходы видят в руководстве города для исправления этой ситуации? Прежде всего, уверен Вадим Кстенин, необходимо усилить работу с автотранспортными предприятиями, введя на первом этапе своеобразный рейтинг перевозчиков. Причем, как оказалось, в управлении транспорта есть наблюдательное дело по каждому АТП, так что ввести систему будет несложно.

– Составьте такой рейтинг и переведите его в публичную плоскость – поручил вице-мэр Владимиру Анисимову. – Только составляйте его не единолично – пригласите к этому процессу представителей как перевозчиков, так и общественности.

Вадим Юрьевич уверен: система рейтинга позволит начать работать на предупреждение аварий с участием автобусов: перевозчики будут заинтересованы в профилактике нарушений, смогут поставить перед своими водителями иные задачи, нежели только выработка установленного плана.

– Нам нужно еще раз проанализировать договоры, заключенные с автотранспортными предприятиями, – считает заместитель градоначальника. – Понятно, что в уже заключенные документы мы ничего нового внести не в состоянии, а там нет пункта о возможности разрыва соглашения в связи с частыми нарушениями водителями того или иного предприятия правил дорожного движения. Но во все вновь заключаемые договоры мы этот пункт теперь вносить будем обязательно.

Впрочем, по словам председателя комиссии Воронежской городской Думы по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Олега Черкасова, возможность расторгать договор у мэрии имеется и сегодня – при более тесном взаимодействии с Управлением государственного авторожного надзора (УГАДН) по Воронежской области. УГАДН, например, может лишить за нарушения предприятие лицензии, а наличие лицензии – одно из основных требований для заключения договора с перевозчиком. Нет лицензии – договор не просто может, но и должен быть расторгнут. Однако понятно, что это – крайняя мера.

Мыслить стратегически

Как отметил Вадим Кстенин, если всерьез говорить о снижении числа аварий с участием городского общественного транспорта, необходимо более активно привлекать к решению этого вопроса и общественные организации, и простых граждан, среди которых проводить пропагандистскую работу, направленную на регулярную отправку в ГИБДД данных со средств фото- и видеофиксации увиденных ими нарушений ПДД.

Представители общественных же организаций уже заявили о готовности стать помощниками мэрии в этом вопросе. Например, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков отметил, что члены его НКО готовы подготовить и методику рейтингования автотранспортных предприятий, и систему пропаганды ответственного вождения для них, и многое другое, что позволит улучшить обстановку на улицах города.

Вадим Кстенин поддержал инициативу общественников, отметив при этом, что если члены организации хотят вести совместную работу с мэрией, то им придется изучить массу документов и процессов, происходящих в органах исполнительной власти, для того чтобы знать, какие предложения и как можно реализовать с учетом имеющейся нормативной базы и возможностей бюджета.

Вместе с представителями общественности мэрия Воронежа в итоге должна будет разработать стратегию, направленную на повышение безопасности дорожного движения. Поучаствовать в ее разработке выразили желание и представители транспортных предприятий.

– Все готовы работать, решать одни и те же проблемы, но не хватает связующего звена, нет межведомственного взаимодействия. Я предлагаю создать рабочую группу, в которую войдут все заинтересованные стороны. Каждые две-три недели эта группа будет собираться и обсуждать текущее положение дел, поднимать проблемные вопросы и оперативно решать их. Она же примет участие в разработке стратегии по повышению безопасности дорожного движения и культуры обслуживания, – резюмировал Вадим Кстенин.

Он также добавил, что эту дискуссионную площадку целесообразно создать на базе управления транспорта в течение двух-трех недель, а деятельность рабочей группы должна быть максимально прозрачной для воронежцев.

Это интересно

В ходе совещания представители «Города и транспорта» обратили внимание Вадима Кстенина на порой встречающееся отсутствие взаимодействия между структурными подразделениями городской администрации.

Так, управление дорожного хозяйства очень часто начинает работы на тех или иных участках улично-дорожной сети, и эти работы вынуждают водителей выезжать на полосу встречного движения. Данной проблемы можно было бы избежать, если б управление транспорта заранее информировало о готовящихся работах. В таком случае его специалисты могли бы внести временные изменения в маршрут движения автобусов.

Вадим Кстенин согласился с наличием проблемы – ее, в частности, также планируется решать с помощью рабочей группы, создание которой было определено на прошедшем совещании.