В этот день в гимназии не было звонков с уроков – вместо них играла задорная русская народная песня. В школьных коридорах второго и четвертого этажей на переменах проходили «народные гуляния» – детвора, одетая в народные костюмы крестьян XIX века, училась играть в «Ручеек» и другие позабытые игры.
Мимо ребят, держа в руках подносы, то тут, то там ходили коробейники – они угощали всех желающих бубликами, к которым были прикреплены предсказания.
На школьный праздник малыши из начальной школы пришли в старинных народных костюмах Воронежской губернии. Ребята с 7 по 11 классы перевоплотились в гимназистов XIX века. Девочкам из старших классов разрешалось прийти и в длинных бальных платьях. По моде XIX века были одеты и учителя – они пришли в костюмах в стиле ампир и Викторианской эпохи. Их образы дополняли стильные кружевные жабо.
Ученицы 5 «Б» класса Марьяна и Арина перевоплотились в девочек-крестьянок – на них были народные костюмы Воронежской губернии.
– Мне костюм и платок достался от бабушки. А одно из моих ожерелий делала мама, – отметила Арина.
Ученица 10 «Б» класса Дарья Мартынова пришла в гимназию в красивом розовом бальном платье и белых кружевных перчатках. В руках девочка держала веер.
– Мы с мамой обшарили весь интернет в поисках костюмов XIX века и поняли, что у нас есть такое платье. Оно было у нас в гардеробе. Веер мы искали в магазинах бижутерии. Перчатки мне подарили. Так получился мой образ. Теперь хочется пойти на бал, – поделилась Даша.
Атмосферу XIX века создавали не только костюмы – повсюду в этот день царил этикет позапрошлого столетия. Обращаясь к учителям, ребята произносили: «мадам» и «месье». А для обращения друг к другу использовали слова: «сударь», «голубчик», «барышня», «голубушка». Учителя рекомендовали ребятам использовать в своей речи и старинные выражения. «Шпаргалки» со словами лексикона XIX века раздавали при входе в школу. Так, для выражения чувства восторга рекомендовалось использовать слова: «недурственно», «дивно», «превосходно», «шарман» и другие. А для выражения чувства недовольства – «фи», «моветон», «какой стыд», «это дурно с вашей стороны».
– Мы очень любим театрализацию и драматические мероприятия. Праздник, посвященный 200-летию со дня рождения Ивана Саввича Никитина, мы проводим впервые. Сегодня у нас проходит очень много мастер-классов: по народным танцам, по созданию глиняной игрушки. В школе работает почтовая служба: каждый желающий может написать рукописное письмо – и наши почтальоны передадут его адресату. Наше театрализованное мероприятие – это своего рода игра, которая мотивирует ребят на учебу, – рассказала директор гимназии им. И.С. Никитина Наталья Панина.
На первом этаже ученики перенеслись в древнерусскую школу. Здесь можно было узнать о наказаниях для провинившихся учеников – постоять на горохе и подержать в руках розги. Желающих почувствовать, что такое стояние на горохе, было так много, что ребята даже выстроились в очередь.
По словам заместителя директора по воспитательной работе Елены Казарцевой, праздник, посвященный юбилею поэта, для школы – не первое костюмированное событие. Так, каждый год в первый день весны в школе проводится День оранжевого настроения. Все дети приходят на уроки в одежде оранжевого цвета или с ее элементами.
– Ребята раздают друг другу подарки оранжевого цвета, приносят мандарины. На переменах они веселятся, поют частушки. Это весенний праздник, ребята его очень ждут. Для них он очень важен – это передышка во время учебного года, – рассказала Елена Казарцева.
– А еще в наших классах проходят театрализованные игры «Назад в прошлое». Ребята перевоплощаются в первобытных людей, древних египтян или жителей Древней Греции – переносятся в ту эпоху, которую они изучают на уроках истории, – добавила Наталья Панина.
В этот же день в гимназии состоялось торжественное открытие школьного музея имени И.С. Никитина, где теперь можно увидеть предметы крестьянского быта.