К 15 сентября весь воронежский общественный транспорт будет оборудован терминалами для оплаты проезда с помощью банковской карты. Об этом «Горкому36» сообщили в администрации города.
Там подчеркнули, что речь идет исключительно о городских маршрутах: в автобусах, которые по воронежским улицам везут людей в Новую Усмань, Нововоронеж, Ямное и так далее, терминалов нет и пока не предвидится.
При этом в мэрии не исключили, что поначалу эта новация встретит саботаж со стороны водителей маршруток, привыкших к бесконтрольному обороту наличных средств. Поэтому, если пассажир, войдя в маршрутку, не увидит терминал, он имеет полное право потребовать, чтобы водитель предоставил ему возможность заплатить за проезд с помощью карты.
Конечно, водитель может упорствовать в своем желании получить наличные или ссылаться на то, что по каким-то причинам терминал не работает. В таком случае администрация города просит обращаться к оператору — АО "Газпромбанк" — по телефону 8 951-856-00-05. А если водитель просто не дает воспользоваться терминалом или хамит в ответ — звоните в управление транспорта по номеру 228-57-82.
Со своей стороны администрация намерена проводить регулярные рейды по маршруткам – чтобы контролировать ситуацию и понуждать водителей к соблюдению соглашения, заключенного перевозчиками с мэрией.
Конечно, владельцы автокомпаний заключали это соглашение без энтузиазма. Глава городского союза перевозчиков, председатель совета директоров одной из «маршруточных» компаний и ко всему прочему депутат Воронежской городской Думы Дмитрий Крутских утверждает, что для людей проезд по безналу будет неудобен, особенно в час пик, и прогнозирует, что горожане будут игнорировать терминалы.
Это естественно: люди консервативны по природе, и все новое дается им с трудом. Но в той же Москве в общественном транспорте уже давно не ходят наличные — и ничего, все работает, никто не жалуется.
А за заботой перевозчиков о людях легко разглядеть досаду от того, что оборот наличных в этом бизнесе начнет сокращаться.
Известно, что в муниципальных троллейбусах оплата картой выгоднее наличных: вместо 17 рублей отдаешь 15. С маршрутками этот номер не прошел. Более того, воронежские перевозчики в качестве оператора выбрали Газпромбанк (у муниципалитета договор со Сбербанком). А этот банк будет взимать свою комиссию — 2,3% с одного платежа (39 копеек от сегодняшней стоимости проезда). Можно подумать, что одна из целей такого выбора – лишить людей любого стимула к оплате картой.
Напомним, мэр Воронежа Вадим Кстенин в ходе отчета перед депутатами гордумы объявил о том, что в течение этого года завершится процесс внедрения автоматизированной системы оплаты в пассажирском транспорте. По его словам, безналичная система повысит прозрачность транспортной сферы, следовательно, увеличится собираемость налогов, которые как раз и могут направляться на дальнейшее улучшение транспортной инфраструктуры.
А воронежские общественники не раз заявляли, что именно оборот теневой наличности способствует коррупции и бесконтрольности в сфере пассажирских перевозок. Но очевидно, что за внедрением безнала последует увеличение тарифа. Еще в июле 2017 года перевозчики просили правительство области (которое занимается регулированием тарифов) повысить плату за проезд до 27 рублей. Им тогда разрешили только до 17. Теперь у владельцев маршрутов появился повод для торговли: мы, дескать, ввели терминалы, а вы нам за это позвольте брать с людей больше.
Другое дело, что теперь и у властей есть экономический рычаг в таких переговорах. Например, можно требовать, чтобы оплата по карте была дешевле, нежели наличными. Правда, для этого придется все-таки заставить всех водителей маршруток не прятать терминалы и обеспечить их бесперебойную работу.