2025-05-07

Услышать ребёнка: в Воронеже прошла научно-практическая конференция «Ты не один»

Услышать ребёнка: в Воронеже прошла научно-практическая конференция «Ты не один»
Обучающее мероприятие для школьных психологов, соцпедагогов и родителей состоялось в среду, 23 апреля, во Дворце творчества детей и молодежи. Почему важно не оставлять детей наедине с их проблемами, как распознать ребенка, которому необходима экстренная психологическая помощь и куда необходимо обращаться – расскажем в нашем материале.

Непонимание родителей и деструктивный контент

В качестве спикеров в мероприятии приняли участие настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» Анатолий Епифанов, кризисный и клинический психолог, руководитель мобильной антикризисной бригады Любовь Шахова и заведующая кабинетом медико-психологической помощи Воронежского областного психоневрологического диспансера Светлана Петрова.

DSC06992.jpg

DSC07214.jpg

По словам заместителя руководителя городского управления образования и молодежной политики Оксаны Хоронжук, конференция «Ты не один» проводится уже в седьмой раз для школьных педагогов-психологов, завучей по воспитательной работе, соцпедагогов и классных руководителей. В последние два года на форум приглашают родителей школьников. Символ конференции – желтая ленточка.

DSC06968.jpg

Любовь ШАХОВА прочитала лекцию о психологической профилактике агрессивного и аутоагрессивного поведения среди подростков. Она отметила, что среди основных причин суицидального поведения у подростков – несформированное понимание смерти (дети не осознают реальности смерти: им кажется, что все можно «отыграть назад») и депрессивные состояния. Одно из проявлений депрессии – агрессивность и раздражение, которые родители списывают на переходный возраст ребенка.

DSC07475.jpg

К ним ребенка приводит и дисгармония в семье.

– В таких семьях между ребенком и родителями нет взаимопонимания. Он не получает поддержки и эмоционального тепла со стороны самых близких людей. Мама проявляет холодность, а ребенок боится обратиться к ней. Вместо слов поддержки он услышит истерику, оскорбления, унижения, – отметила Любовь Шахова.

DSC07101.jpg

Важно защищать ребенка не только от зависимости от алкоголя, наркотиков и вейпов, но и от буллинга (в том числе кибербуллинга – когда ребенка начинают травить и унижать в соцсетях одноклассники) и опасных незнакомцев. Один из типичных сценариев манипулирования детьми в интернете описала Любовь Шахова:

DSC07094.jpg

– Девочка начинает переписываться в соцсети «ВКонтакте» с незнакомцем. Она думает, что это мальчик. А на самом деле – педофил. Спустя некоторое время он просит у нее фото в обнаженном виде. А когда девочка понимает, с кем она переписывалась, незнакомец начинает ее шантажировать. Ребенка доводят до состояния кризиса.

К деструктивному контенту относятся различные «челленджи», которые дети проходят в соцсетях и телеграм-канале. Во время опасных «игр» подростков просят нанести на руке порез прямо на уроке и снять это на видео. За шок-контент ребенок получает вознаграждение.

Низкая самооценка и самоповреждения

Любовь Витальевна отметила, что дети, находящиеся в состоянии кризиса, говорят о ненужности в своих семьях и одиночестве, ощущают себя бременем для родителей и страдают от низкой самооценки.

Понять суицидальное настроение у ребенка можно по самоповреждениям (он ходит в порезах, ожогах, синяках), неухоженному внешнему виду, вызывающему стилю одежды, ее несоответствию полу. Еще один признак – ребенок стал эмоционально подавлен, замкнут или, наоборот, чрезмерно общителен.

– У ребенка может нарушаться сон. На уроках он засыпает. Очень тревожный сигнал – если подросток раздаривает свои вещи, – отметила Любовь Витальевна.

В таких случаях педагогам и родителям ребенка нужно обращаться в мобильную антикризисную бригаду по телефону 262-84-94.

Готовы помочь

О том, как выстроена помощь людям с суицидальным поведением в кабинете медико-психологической помощи психоневрологического диспансера, на форуме рассказала психиатр Светлана ПЕТРОВА. Врач отметила, что у большинства людей существует страх перед психиатрами – они думают, что их поставят на учет. Но суицидолог не имеет права этого делать.

DSC07049.jpg

– У меня в кабинете – своя регистратура. Карты пациентов не отдаются в общую регистратуру, то есть на учет такой пациент не попадает. До 16 лет дети лечатся в детском отделении диспансера, – пояснила Светлана Петрова.

При диспансере работает бесплатный телефон доверия, куда могут обратиться подростки и их родители. На звонки отвечают медицинские психологи и врачи-психиатры. Номер телефона – 271-53-50.

Лучшие педагоги-психологи

В финале конференции были подведены итоги городского конкурса «Лучший кабинет педагога-психолога». Его победители были награждены грамотами городского управления образования и молодежной политики. Первое место в конкурсе заняла команда педагогов-психологов Дворца творчества детей и молодежи (Олеся Носова, Дарья Игнатченко и Вера Августина). На втором месте оказалась гимназия им. А. Платонова (педагог-психолог Наталья Филиппова). На третьем – школа №104 (педагог-психолог Марина Петренко).

DSC07172.jpg

Наталья Филиппова работает в гимназии имени Платонова 11 лет. Между педагогом-психологом, классными руководителями и родителями здесь выстроено тесное взаимодействие.

– Мы призываем родителей не бояться обращаться к психологу со своими проблемами. Ведь зачастую мамы и папы не знают, как разрешить ту или иную ситуацию. На протяжении 10 лет на двери моего кабинета висит номер моего мобильного телефона. Родители могут позвонить мне в любой момент. С каждым родителем мы решаем, как помочь ребенку в той или иной ситуации, – отметила Наталья Игоревна.

DSC07475.jpg

Команда психологов Дворца творчества детей и молодежи проводит обширную работу, направленную на развитие творческих способностей детей – воспитанников Дворца. А их – почти 9 тыс. человек.

– Мы работаем с ребятами, их родителями и педагогами. Занимаемся психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса, – пояснила Олеся Носова.

– Мы также проводим консультации для детей, родителей и педагогов. Работаем с детками с ОВЗ. Нам очень помогает сенсорная комната. В ней мы проводим в том числе релаксационные занятия с педагогами – для профилактики эмоционального выгорания, – добавила Вера Августина.

DSC07330.jpg

DSC07007.jpg

DSC07092.jpg

DSC07208.jpg